Энциклопедия моды
Статьи на букву "С"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С"

САБО

САБО - франц. - башмаки на деревянной подошве или выдолбленные из дерева; различным образом украшались (даже инкрустацией). В основном, сабо носили крестьяне; иногда они уничтожали урожаи хозяев - это называлось саботажем. Сразу после Французской революции (1789-1794 гг.) многие люди, сочувствующие новому режиму, оделись в сабо.

САГУМ

САГУМ (лат.) - четырехугольная, очень маленькая, украшенная вышивкой шерстяная накидка, которой покрывали плечи галлы; короткий плащ римских воинов.

САЙО

САЙО (исп.) - накладная одежда, плотно облегающая фигуру до талии с широкими в пройме рукавами, с баской до середины бедра, иногда с застежкой на спине. Была распространена в 17 в.

САЙОБАКВЕРО

САЙОБАКВЕРО (исп.) - в 17 в. накладная мужская одежда с застежкой на спине.

САК

САК (франц. < лат.) - дорожный мешок, матерчатая сумка; мешковатое дамское пальто прямого покроя, представляющее собой самый простой фасон, который легко приспосабливается к изменениям моды. Сак мог иметь застежку спереди мог просто заходить одной полой на другую, он был однобортным и двубортным его можно было носить с поясом. Как пальто классического покроя, сак не выходит из моды и сейчас.

САКВОЯЖ

САКВОЯЖ - франц. - вид дорожной сумки с запором.

САЛОП

САЛОП - франц. - верхняя женская одежда, обычно теплая, род круглого плаща.

САЛЬТАМБАРКА

САЛЬТАМБАРКА (исп.) - в 17 в. мужская одежда, сходная по покрою с ропильей, но имевшая более щегольской вид.

САНДАЛИИ

САНДАЛИИ (греч.) - первоначально обувь в виде деревянной, кожаной или пробковой подошвы, прикреплявшейся к ноге ремешками. Ременное крепление могло быть самым различным. Сандалии были известны еще в странах Древнего Востока. Фактура ремней, способы завязки, цвет менялись в зависимости от моды. В 6 в. до н.э. этруски уже вывозили сандалии из Тира (ныне ливанский г. Сур).

В Риме сандалии считались исключительно домашней обувью и появляться в них на улицах было запрещено. Иногда подошвы украшались орнаментами из гвоздей, например, в виде христианских символов, и рисунок отпечатывался на песчаном полу дома.

В настоящее время это, в основном, уличная обувь из натуральной или искусственной кожи с ремешками, без каблуков.

САНКЮЛОТЫ

САНКЮЛОТЫ (франц., букв. «без коротких штанов») - прозвище революционеров времен Великой французской революции (1789-1794 гг.); первоначально так насмешливо прозывали городских бедняков, не носивших коротких штанов из дорогой ткани (см. Кюлот).

САПОГИ

САПОГИ - обувь с высокими голенищами; сапожки, полусапожки - обувь с укороченными голенищами (например, до щиколоток).

Сапоги ковбойские - сапоги в стиле «вестерн» с узорчатыми аппликациями и инкрустациями, с длинной бахромой.

Сапоги охотничьи, или жокейские - высокие, плотно облегающие ноги, на низком плоском каблуке.

Сапожки «чакка» (англ.) - обувь для верховой езды, до щиколоток, на шнурках, из замши.

САРАНДОЗ

САРАНДОЗ (тадж.) - традиционный женский головной убор в Кулябе - кисейный платок в виде широкого и длинного шарфа с вышитыми краями.

САРАФАН

САРАФАН (перс.) - традиционное женское платье, обычно без рукавов у народов северных и центральных областей Восточной Европы. Существовало множество разновидностей по покрою и тканям. Это же название употреблялось в старину для обозначения мужского длинного кафтана особого покроя.

В России, в значении мужской верхней одежды, упоминается в документах 14 в. В допетровскую эпоху сарафан употреблялся в боярской среде; у царя Михайла Федоровича были сарафаны «теплой», «дороги яринной цвет» и др.

Как женская длинная одежда, сарафан был давно известен на Руси. С 19 в его носили, в основном, крестьянки в северных и центральных областях, в Поволжье, в дореформенный период - также и горожанки.

Самый старый тип сарафана - глухой, слабо раскошенный, то есть это было безрукавное платье, надеваемое поверх рубашки. Потом появился сарафан со швом спереди, или на пуговицах сверху донизу; края и середина украшались позументом. На сильно раскошенном сарафане могли быть откидные рукава. В 19 в. был распространен прямой сарафан на лямках. Самый поздний тип сарафана - юбка с лифом - пользовался популярностью в ряде районов второй половины 19 - начала 20 вв.

В некоторых областях России до сих пор сохранились сарафаны старого типа.

САРЖА

САРЖА - франц. - хлопчатобумажная, шелковая и штапельная ткань саржевого переплетения, с диагональным расположением полосок на лицевой стороне. Идет на шитье платьев, на подкладки и т.п.

САРИ

САРИ (санскр.) - традиционная женская одежда у народов Южной Азии: полоса ткани от 5 до 9 м., обертываемая вокруг тела и переброшенная через плечо; иногда набрасывается также и на голову. Способы ношения различаются у разных кастовых и этнических групп.

САРОНГ

САРОНГ (малайск.) - традиционная мужская и женская одежда у народов Юго-Восточной Азии: полоса ткани, обертываемая вокруг пояса или груди (у женщин). доходящая до щиколоток, юбка с запахивающимися полами, не имеющая соединительного шва, свободно драпируется вокруг бедер, длина не регламентируется.

САРТКЕЛИ

САРТКЕЛИ - деталь традиционного женского костюма в Грузии: длинный матерчатый пояс, надевавшийся на платье (картули), причем концы его - лопасти - спускались почти до подола.

САТИН

САТИН - франц. - плотная тонкая хлопчатобумажная ткань сатинового или атласного переплетения В 15-17 вв. в Московской Руси называлась «сатынь». В настоящее время используется для изготовления подкладок верха ватных одеял, женских, мужских и детских рубашек.

САУКЕЛЕ

САУКЕЛЕ - традиционный головной убор невесты у казахов и каракалпаков: высокий колпак из красного сукна или бархата, богато украшенный подвесками, бусами, цепочками.

САФЬЯН

САФЬЯН (перс.) - тонкая мягкая, обычно ярко окрашенная кожа растительного дубления, главным образом из шкур коз и овец. Используется для изгоговления обуви, галантерейных изделий, для обивки мебели, для книжных переплетов.

САШЕ

САШЕ - франц. - ароматическая подушечка, наполненная твердыми душисты ми веществами, которая кладется в белье, чтобы его надушить; матерчатая сумочка, конверт, украшенный вышивками, ленточками, для хранения носовых платков или других предметов дамского обихода.

САЯ

САЯ - традиционная женская распашная одежда у болгар и македонцев.

СВИТА

СВИТА - традиционная мужская и женская верхняя распашная одежда у славян - из домотканого сукна, до колен. Позже - верхняя широкая длинная одежда вообще.

Первоначально, в 10-13 вв., это была только верхняя одежда мужчин, надевалась через голову, прямая, расширенная книзу за счет клиньев, прикрывала колени; имела длинные узкие рукава, отделывалась петлицами. Носилась с широким поясом. Зимой подбивалась мехом.

СВИТЕР

СВИТЕР (англ.) - теплая фуфайка без застежек, с высоким воротом надевающаяся через голову.

СЕКРЕТ

СЕКРЕТ - франц. - в переводе с французского «тайная» - третья нижняя юбка, надеваемая под фрипон.

СЕРАПЕ

СЕРАПЕ - традиционная мужская плащ-накидка у индейцев Латинской Америки.

СЕРМЯГА

СЕРМЯГА (морд.) - домотканая шерсть грубой выделки в 10-13 вв., теплая верхняя одежда без подкладки, на застежке, рукава длинные, прямые, воротник отложной или стойка. Сермяга шилась из домотканого сукна. Ее носили как мужчины, так и женщины в Литве до начала 20 в.

СЕРЬГИ

СЕРЬГИ - украшение для ушей. Подразделяются на два основных вида с камнями и без камней. По форме бывают однорядные (с одним камнем) и с подвесками. По способу крепления к уху различают серьги на крючках, с простым замком, со сложным замком, на винтах и клипсах (прижимные). Все виды крепления, кроме винтов и клипсов, рассчитаны на проколотые уши. Украшение чрезвычайно распространенное, встречается у всех народов древности (греков, римлян, египтян, евреев, персов и др.). Серьгам приписывалась сила амулета, предохраняющего от болезней, и носили их не только женщины, дети, но и мужчины, воины. Бронзовые серьги были обнаружены во многих древних захоронениях. В могильниках Южной Германии найдены бронзовые и золотые серьги с украшениями, этрусского происхождения. В Греции, Италии, Крыму при раскопках были найдены золотые и серебряные серьги, украшенные подвесками из драгоценных камней и жемчуга. В Древней Греции такие подвески часто имели вид животных. например, змей. У греков и римлян серьги носили только женщины; серьга в ухе мужчины была обычно признаком рабства. В средневековой же Франции, например, при дворе Генриха III, серьги пользовались популярностью среди мужчин высшего сословия.

В придворном костюме средних веков серьги встречаются, хотя прижились они не столько в Западной Европе, сколько в Центральной и Юго-Восточной. Украшенные драгоценными камнями и филигранью, в форме полумесяца, серьги входили в облачение императрицы Гизелы.

Серьги были исключительно популярны в эпоху Возрождения, особенно на севере Италии, где для серег использовали драгоценные камни и большие жемчужины грушевидной формы. К началу 17 в. мода на серьги из Италии распространилась по всей Европе. Серьги вновь становятся привилегией женщин: вначале это грушевидные жемчужины, затем подвески, которые с одной стороны украшались драгоценными камнями, а с другой - эмалью.

Во времена барокко серьги непременно входили в состав драгоценных гарнитуров. При Людовике XIV, когда французские ювелиры стали играть ведущую роли в европейской моде, серьги делали не только из классических материалов; к ним добавились слоновая кость, дерево, черепаха и пр. Появились «жирандоли» - серьги в виде трех подвесок. По мере углубления декольте удлинялись подвески. В 18 в. особенно модными были каплеобразные длинные подвески, крепившиеся под ухом на ленте. В эпоху рококо появились серьги «бриолез» - в виде подвесок, находившихся в движении, что создавало необходимую тогда атмосферу игривости.

При классицизме получили распространение большие гладкие серьги, позже - серьги с камеями, а в эпоху бидермейер - серьги с подвесками из полихромного золота.

К настоящему времени отделка серег достигла высокого искусства. Серьги перестали быть исключительной привилегией женщин, особенно среди молодежи. Кроме того, в некоторых странах (Италии, Франции) и взрослые представители мужского пола ходят с одной серьгой - зачастую из суеверия, или по привычке с юности.

Материалы для серег используются самые разнообразные, вплоть до того, что подвеской к серьге может служить мини-аквариум; делались шарообразные подвески со светлячками внутри, или с каким-нибудь оригинальным паукообразным. Выпускались даже серьги с репеллентом от комаров.

СЕТКА ДЛЯ ВОЛОС

СЕТКА ДЛЯ ВОЛОС - в средние века ее делали из золотых нитей и украшали вышивкой, в эпоху Возрождения на ней были украшения из жемчуга и драгоценных камней. В 20 в. сетку использовали для сохранения прически.

СИЛУЭТ

СИЛУЭТ - франц. - в 17 в. во Франции мода, созданная в ответ на попытку контролера финансов маркиза де Силуэтта уменьшить государственные расходы: аристократические кюлоты делают без карманов, табакерки без украшении и т.п. Несмотря на такую «экономию», моды действительно становятся проще.

СИМАРА

СИМАРА (итал.) - в 15 в. мужская одежда сенаторов из фиолетового сукна сходная с тогой, но с расширенными книзу рукавами. Ее носили при исполнении обязанностей. В особо торжественных случаях ее делали из парчовой ткани.

Симару различных цветов носили тогда и все итальянские женщины. Она напоминала плащ, в который женщины драпировались по своему вкусу, как в тогу. Симара состояла из трех кусков ткани: один, заложенный в складки, спускался по спине, два других - спереди. Бока симары не сшивались, и поэтому пояс можно было завязывать так, чтобы спинка была свободна. При ходьбе спинку красиво перебрасывали через руку.

К концу столетия симара становится одеждой типа распашного тюника. Во второй половине 16 в. симару стали делать распашной одеждой без рукавов, с застежкой, с узким, облегающим лифом и с обычно свободной спинкой. Застегивали ее, как правило, только на груди. Симара долго сохранялась в некоторых районах Италии.

СИНЕЛЬ

СИНЕЛЬ - или Синелька

франц. - круглый бархатный шнурок или махровая нить, используется для вышивки и вязания.

СИНЕЛЬКА

СИНЕЛЬКА - см. Синель

СИРМА

СИРМА (лат.) - в Древнем Риме длинная одежда с неким подобием шлейфа, которую носили трагические актеры.

СИТЕЦ

СИТЕЦ (нем.) - легкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, полученная в результате отделки миткаля. Широко известны во всем мире так называемые ивановские ситцы с рисунком в мелкий цветочек на светлом или темном фоне. Ситец используется для шитья легких платьев, женских и детских мужских рубашек и т.п.

Ситец английский - см. Чинтс.

СКАРАМАНГИЙ

СКАРАМАНГИЙ - длинное парадное одеяние византийских чиновников; особенно пышный скарамангий носил император.

СКАТЕНЬ

СКАТЕНЬ - см. Жемчуг речной (Жемчуг).

СКЛАДКА-ГОЛЬФ

СКЛАДКА-ГОЛЬФ - односторонняя складка спереди на юбке; на спине куртки - боковые складки, начинающиеся у плечевого шва или кокетки и зашитые на поясе у талии.

СКОЛОЧНЫЕ КРУЖЕВА

СКОЛОЧНЫЕ КРУЖЕВА - плетут по сколку-рисунку на бумаге. Сколок закрепляется на подушке. Плетение осуществляется с помощью булавок, которые закрепляют нити в определенном рисунком положении. Сколочные кружева по технике исполнения делят на парные и сцепные.

СЛАКСЫ

СЛАКСЫ (англ.) - современные мужские или женские широкие брюки.

СЛЕЗНИК

СЛЕЗНИК - специальный сосуд для хранения слез. Иранские торговцы утверждают, что он так же необходим женщине, как пудра, помада и пр. Еще в Древнем Риме патрицианки собирали свои слезы и хранили их в особых сосудах. Оттуда этот обычай попал в Византию, в Турцию. Слезниками пользовались в султанских гаремах, так как существовало поверье, что слезы в сочетании с розовой водой оказывают целебное действие. В средние века слезники попали в Персию: по степени их наполненности за время отсутствия мужа проверялась супружеская верность. В 20 в. слезники - сами сосуды, но не предрассудки, с ними связанные, - вновь вошли в моду.

СЛЕНДАНГ

СЛЕНДАНГ (малайск.) - традиционный мужской и женский большой наплечный платок у народов Индонезии.

СМАРАГД

СМАРАГД (греч.) - в старину изумруд, драгоценный камень ярко-зеленого цвета.

СМОКИНГ

СМОКИНГ (англ.) - в переводе с английского - «одежда для курильщика». В 17 в. курение было в моде, в Англии курили даже в церквях. В середине 18 в. в Европе стали курить табак в виде сигарет. Английский государственный деятель Дизраэли (1804-1881), бывший светским человеком и большим франтом, придумал экзотический туалет для курения: шелковый халат с длинным воротником-шалью, сделанным из блестящей ткани, на голову надевалась небольшая шапочка с кисточкой; как смокинг, так и шапочка должны были защищать одежду и прическу от скверного запаха табака.

Постепенно смокинг превратился в мужской вечерний элегантный костюм, у которого всегда делают шелковые отвороты. Вначале смокинг шили только черного цвета, затем появились темно-синие, темно-зеленые, коричнево-красные и белые смокинги, - неизменными остаются только блестящие отвороты.

СНОБ

СНОБ (англ.) - в буржуазно-дворянском обществе человек, старающийся строго следовать модам, вкусам высшего света; в настоящее время - человек, претендующий на особый, изысканно-утонченный вкус.

СОВИК

СОВИК - традиционная верхняя оленья шуба у саамов севера России глухого покроя, в виде рубахи, мехом наружу, с капюшоном (см. Кухлянка) нередко с пришивными рукавицами, надевается на малицу. Названа так потому, что куколь придает лицу совиный образ.

СОК

СОК - франц. - в 12 в. женский плащ в виде мантии.

СОКК

СОКК - франц. - во второй половине 16 в. женская обувь на деревянных подставках цокколи, заимствованная из Италии.

СОКУЙ

СОКУЙ - традиционная верхняя мужская одежда у народов Севера: глухого покроя, с капюшоном, из сукна или меха.

СОЛАНА

СОЛАНА (итал.) - специальная шляпа с отверстием, созданная в Италии в эпоху Возрождения: она скрывала лицо от солнца и одновременно способствовала обесцвечиванию волос, которые укладывались на поля этой шляпы. Это делалось потому, что важнейшим условием красоты в это время были белокурые волосы.

СОЛИТЕР

СОЛИТЕР - франц. - крупный бриллиант, вправленный в ювелирное изделие отдельно, без других камней.

СОМБРЕРО

СОМБРЕРО (исп.) - широкополая соломенная шляпа у народов Пиренейского полуострова и Латинской Америки. Уже в 17 в. подобная шляпа с полями была распространена в Испании.

СОМО

СОМО (франц., букв. «лосось») - розово-желтый цвет.

СОМОН

СОМОН (франц., букв. «лосось») - розово-желтый цвет.

СОПРАВЕСТЕ

СОПРАВЕСТЕ (итал.) - в 15 в. длинная верхняя мужская одежда, сделанная из тяжелого сукна, падающего красивыми фалдами, с низко расположенным поясом. Рукава широкие, длинные, сужаются книзу. Низ, боковые швы, рукава отделаны каймой.

СОРКАНИ

СОРКАНИ - франц. - в 12 в. женская одежда со шнуровкой на груди, сделанной затем, чтобы можно было видеть прозрачную, вышитую шелком и золотом рубашку.

СОРОКА

СОРОКА - старинный русский головной убор замужних женщин из кики (нижняя часть), позатыльника и верхней, украшенной части, собственно сороки. Делали из холста, кумача и др. Передняя вышитая часть - очелье, по бокам - крылья, сзади - хвост. Поверх сороки надевали платок. Вышла из употребления к началу 20 в.

СОРОЧКА

СОРОЧКА - мужская и женская рубаха; женское нижнее белье.

Сорочка ночная - появилась в период готики, до этого времени спали либо нагими, либо в той одежде, в которой ходили днем. Обычной ночной одеждой сорочка становится только в 19 в.

СОРОЧКА НОЧНАЯ

СОРОЧКА НОЧНАЯ - появилась в период готики, до этого времени спали либо нагими, либо в той одежде, в которой ходили днем. Обычной ночной одеждой сорочка становится только в 19 в.

СОТТОВЕСТЕ

СОТТОВЕСТЕ (итал.) - в 15 в. мужской узкий, облегающий фигуру жилет с небольшим стоячим воротником.

СОЦЦИ

СОЦЦИ - в Древнем Риме низкие плоские ботинки, похожие на тапочки.

СПАДНИЦА

СПАДНИЦА (белор.), Спидница (укр.) - традиционная женская запашная юбка.

СПЕНСЕР

СПЕНСЕР - маленькая короткая курточка, пришедшая из англии во францию; названа по имени лорда спенсера. существует анекдот, что он как-то задремал у камина в ресторане и прожег фалды фрака. недолго думая, он отрезал фалды, и получилась курточка. этой «моде» стали подражать и мужчины и женщины. спенсер появился в конце 18 в. и был популярной одеждой 19 в.

СПИДНИЦА

СПИДНИЦА - см. Спадница

СПОРРАН

СПОРРАН - деталь костюма шотландского горца: сумочка, обычно из меха, укрепленная ремешками на поясе спереди.

СПОРТИВНЫЙ СТИЛЬ

СПОРТИВНЫЙ СТИЛЬ - см. Стиль спортивный.

СТЕКЛЯРУС

СТЕКЛЯРУС - ломаные, рубленные из стеклянного прута пронизки, не скругленные.

СТЕКЛЯШКА

СТЕКЛЯШКА - на руси стеклышко, маленькая подвеска, граненое стекольце.

СТЕФАНА

СТЕФАНА (греч.) - богато украшенный женский головной убор, напоминающий венец, в древней греции.

СТИЛЬ

СТИЛЬ - общность форм выражения, обусловленная единством идейного содержания.

СТИЛЬ АВИАТОРА

СТИЛЬ АВИАТОРА - свободная одежда выполнена в стиле героев первых лет воздухоплавания из грубых тканей с многочисленными спортивными деталями, ткани при этом выглядят поношенными.

СТИЛЬ БАЛЕТНЫЙ

СТИЛЬ БАЛЕТНЫЙ - праздничный стиль: у платья узкий, облегающий лиф придерживается на плечах бретелями; юбка, как балетная пачка, пышная

СТИЛЬ БЕЛЬЕВОЙ

СТИЛЬ БЕЛЬЕВОЙ - современное оформление легкого женского платья в стиле ретро. Одежда шьется обычно из светлых тканей, отделывается вышивкой - гладью, ришелье, мережками, а также кружевом в тон ткани. Эти модели напоминают изящное тонкое белье.

СТИЛЬ ВЕСТЕРН

СТИЛЬ ВЕСТЕРН - одежда в духе первопроходцев Дикого Запада: слегка поношенная, с кожаными заплатами, обычно украшенная длинной бахромой.

СТИЛЬ ГАУЧО

СТИЛЬ ГАУЧО - модная в 70-х гг. 20 в. одежда в духе скотоводов прерий испано-индейского происхождения: разнообразные пончо, широкополые шляпы с неглубокой тульей, небрежно повязанный шейный платок, кожаные сапожки, мешковатые брюки (как в аргентинском национальном костюме).

СТИЛЬ ДЖИНСОВЫЙ

СТИЛЬ ДЖИНСОВЫЙ - наиболее четко выражает спортивную направленность современной массовой одежды. Отличительные черты: точный крой, краевая строчка по швам и деталям, накладные карманы, металлические пуговицы-заклепки, кнопки, молнии и т.д.

СТИЛЬ ДИСКО

СТИЛЬ ДИСКО - молодежная одежда для танцевальных вечеров и дискотек. Основные черты: экстравагантные формы, яркие, блестящие ткани, чтобы одежда «играла» при сменяющемся освещении, броская отделка.

СТИЛЬ ДИФФУЗНЫЙ

СТИЛЬ ДИФФУЗНЫЙ - сознательное смешение разных стилей, например, элегантное платье в бельевом стиле в сочетании с кожаным жилетом украшенным бахромой, в духе «вестерн».

СТИЛЬ ИНДИЙСКИЙ

СТИЛЬ ИНДИЙСКИЙ - одежда в фольклорном духе с чертами индийского национального костюма (включая соответствующий макияж).

СТИЛЬ КЛАССИЧЕСКИЙ

СТИЛЬ КЛАССИЧЕСКИЙ - при изготовлении одежды в этом стиле используются ткани с классическим рисунком: полоски, клетки, «куриная лапка». Покрой отличает простота и строгость исполнения.

СТИЛЬ КЛУБНЫЙ

СТИЛЬ КЛУБНЫЙ - или простой спортивный стиль, применяются типичные, классические сочетания, с эмблемами и золотыми пуговицами.

СТИЛЬ КОНСТРУКТИВНЫЙ

СТИЛЬ КОНСТРУКТИВНЫЙ - выражается в специфическом оформлении одежды, при котором подчеркивается конструкция, форма. Определился после Первой мировой войны.

СТИЛЬ КОСМИЧЕСКИЙ

СТИЛЬ КОСМИЧЕСКИЙ - «стиль будущего». Основные черты: удобная, привычная одежда, но ткани блестящие, а места сгибов подчеркнуты с помощью вставок из материала другого цвета, - человек в такой одежде похож на робота.

СТИЛЬ ЛЕСОРУБА

СТИЛЬ ЛЕСОРУБА - одежда в духе американских лесорубов, пионеров Дикого Запада: джинсовая рубашка на клетчатой кокетке; отвороты рукавов, клапаны на карманах, воротник отделаны клетчатой тканью, мужская куртка длинная, с глухой застежкой, обычно из грубого клетчатого шерстяного материала, и т.п.

СТИЛЬ МОРСКОЙ

СТИЛЬ МОРСКОЙ - женские платья и костюмы темно-синего и беловатого цветов, с отделкой бело-синими полосами, напоминающими тельняшку, с морскими эмблемами.

СТИЛЬ НЬЮ-ЛУК

СТИЛЬ НЬЮ-ЛУК (т.е. «новый облик») - стиль послевоенного периода, когда в 1947 г. началось радикальное изменение в женских модах; это возвращение к стилизованным под старину фасонам одежды: длинные пышные юбки, рукава, собранные у плеча и сужающиеся к запястью, и т.п.

СТИЛЬ ПИЖАМНЫЙ

СТИЛЬ ПИЖАМНЫЙ - современный стиль женской верхней одежды. Хит сезона 90-х - широкие комфортные брюки на резинке.

СТИЛЬ РЕТРО

СТИЛЬ РЕТРО - направление современной моды, использующее мотивы, детали, приемы моделирования прошлых десятилетий, но не повторяющее их.

СТИЛЬ РУСТИКАЛЬНЫЙ

СТИЛЬ РУСТИКАЛЬНЫЙ - деревенский, простой, зачастую даже грубоватый в одежде и выборе тканей.

СТИЛЬ СПОРТИВНЫЙ

СТИЛЬ СПОРТИВНЫЙ - стиль, который специалисты называют стилем лендлордов (крупных феодальных землевладельцев в средневековой Англии). Это одежда свободного покроя из грубоватых тканей: шотландки, замши, твида, кожи и т.п.

СТИЛЬ ФОЛЬКЛОРНЫЙ

СТИЛЬ ФОЛЬКЛОРНЫЙ - современный стиль с использованием элементов национального костюма.

СТИЛЬ ЭТАЖНЫЙ

СТИЛЬ ЭТАЖНЫЙ - современная молодежная манера надевать более длинные вещи под более короткие («из-под пятницы суббота торчит»).

СТОЛА

СТОЛА (лат.) - в Древнем Риме женская одежда типа хитона с рукавами или без них, с пришитой по подолу инститой; надевалась поверх туники.

СТРАЗ

СТРАЗ - искусственный драгоценный камень; стекло для имитации драгоценных камней, подцвеченное металлическими оксидами. Название происходит от фамилии изобретателя.

СТРАФИОН

СТРАФИОН (греч.)- полоска материи, которой гречанки для большей стройности подвязывали грудь, нечто вроде корсета.

СТРУКА

СТРУКА - род плаща у черногорцев: мужская и женская шерстяная накидка; в походах служила вместо постели.

СУДАРИУМ

СУДАРИУМ (лат.) - в Древнем Риме платок для вытирания пота, и прикрывания рта во избежание инфекции и при холодной погоде.

СУКМАН

СУКМАН - название различных типов одежды у славянских народов: в основном, это верхняя мужская распашная одежда из домотканого сукна типа сермяги, но в Болгарии, например, так называют женский сарафан.

СУКНО

СУКНО - плотная, различной толщины, шерстяная или полушерстяная ткань, подвергаемая валянию, в результате которого она уплотняется. Идет на шитье зимних костюмов, пальто, форменной одежды и т.п.

СУЛЕТТ

СУЛЕТТ - франц. - в 17 в. специальная кожаная пластинка, к которой крепились ремешки, удерживающие шпоры.

СУЛТАН

СУЛТАН (тур.) - украшение в виде перьев или конских волос на головных уборах (обычно военных) или на головах лошадей в торжественных церемониях. В качестве украшения для волос султаны были очень популярны в женской моде 18 в., отделывались жемчугом и драгоценными камнями.

СУПАТ

СУПАТ - тип застежки, скрытой под планкой или клапаном.

СУТАЖ

СУТАЖ (франц. < венгр.) - вид тонкой тесьмы, служащей для отделки одежды, для макраме и пр. Выпускается различных цветов.

СУТУРЫ

СУТУРЫ - у народов Севера: шаровары кожаные, меховые, тюленьи, или из выделанной рыбьей кожи (см. Мех рыбий).

СХЕНТИ

СХЕНТИ (егип.- греч.) - набедренная повязка из неширокой полосы ткани, которую обертывали вокруг бедер и укрепляли поясом.

СЦЕПНЫЕ КРУЖЕВА

СЦЕПНЫЕ КРУЖЕВА - плетут частями. При этом узор и фон выполняются отдельно, а затем соединяются крючком. Узор сцепных кружев разнообразнее, чаще растительного характера.

СЭ

СЭ - франц. - в 16 в. во Франции верхняя мужская одежда свободного покроя с большим воротником, иногда квадратным. Аналог немецкого шаубе.

СЭССУН

СЭССУН - прическа, о которой ее изобретатель сказал: «Я нашел такую прическу, которую легко сохранить, вымыв волосы, высушив и просто встряхнув головой». 25 лет исполнилось прическе, изобретенной В. Сэссуном.

СЮР

СЮР - традиционная мужская одежда у венгров: расшитый плащ.

СЮРКО

СЮРКО - франц. - во второй половине 13 в. верхняя мужская и женская цельнокроенная одежда, сильно расширенная книзу, имевшая несколько вариантов: с рукавами до запястья, с полудлинными рукавами, с откидными рукавами и совсем без них.

Наряду с сюрко, имеющими узкий лиф, существовала женская одежда из мягких тканей свободного покроя: широкая, собранная в сборки или заложенная в складки; она носилась с поясом, который подчеркивал талию, один конец его спускался спереди.

Сюрко имело разрез, скреплявшийся специальной брошью-аффиш. Рукава были узкие и застегивались на множество пуговиц или зашнуровывались. В 15 в. в Италии одежду, подобную сюрко, стали называть симарой.

СЮРТУК

СЮРТУК - франц. - мужская верхняя одежда, появившаяся в 14 в. Претерпевая различные изменения, сюртук просуществовал до начала 20 в. В 14 в. это теплая мужская одежда на меху, прообраз мужского сюртука 19 в. В 17 в. это род жюстокора с застежкой донизу и костюм для охоты, ниже колен, прямого покроя с разрезом на спинке и небольшим воротником, с застежкой спереди. В 18 в. это деловая одежда. В 90-е гг. 19 в. пиджак начинает вытеснять сюртук и окончательно побеждает в начале 20 в.

Предыдущая страница Следующая страница