Статьи на букву "Т"
ТАБАКЕРКА - коробочка для хранения нюхательного табака. В 18 в кроме курения табака, появилась другая пагубная привычка, считавшаяся, однако, более элегантной: нюхание табака. Произошло это, главным образом, благодаря английской королеве Виктории и ее супругу, которым, вероятно, не нравился табачный дым. Привычка нюхать табак быстро распространилась по Европе и для хранения нюхательного табака потребовалась какая-нибудь очаровательная вещица - так появилась табакерка, и мгновенно стала не только модным предметом обихода, но и прекрасным подарком. Их изготавливали из драгоценных материалов, из золота с бриллиантами и иными драгоценными камнями - и из папье-маше, из черепахового панциря - и из бересты, из галюша (акульей кожи) и из стали, из серебра и слоновой кости, из патинированной бронзы и из фарфора. При изготовлении серебряных табакерок использовали различные приемы украшений: чеканный и гравированный орнамент, чернь, позолоту, появились серебряные табакерки, на которых были искусно скомпонованы виды городов. В России на Императорском фарфоровом заводе, основанном в 1744 г., выпускались великолепные фарфоровые табакерки. Они были в виде раковин, плодов, корзинок, коробочек разной формы, флаконов в подражание китайским образцам. С 1753 г. завод начинает изготавливать табакерки, имеющие форму пакета с сургучной печатью и каллиграфической или факсимильной надписью. На рубеже 18-19 вв. мода нюхать табак уходит, и вместе с ней уходят из обихода очаровательные маленькие вещицы - табакерки, с этого времени они становятся предметом для коллекционирования. |
ТАБАР - франц. - в 13-15 вв. короткий плащ с расширяющимися, не сшитыми по боковому шву рукавами. Костюм герольда, пажа. |
ТАБАРРО (итал.) - в 15 в. мужская выходная одежда для торжественных случаев. |
ТАБЛИЕ - франц. - первоначально большая салфетка, которой прикрывалось дамское платье за столом во время еды. Позднее - декоративный платок, золотая или серебряная сетка. В 17 в. так называли фартук - богато декорированный съемный перед, который прикалывался булавками к юбке. |
ТАЛАРИС (лат.) - в 8-5 вв. до н.э. в Древнем Риме туника с длинными узкими рукавами. |
ТАЛЬМА - женская длинная накидка без рукавов. Названа по имени французского актера Тальма (1763-1826). |
ТАМЕЙН - женская одежда типа лонджи у бирманцев. |
ТАПА (полинез.) - ткань, которую изготавливает местное население Океании, Индонезии и некоторых других стран, из луба (внутренней части древесной коры); обычно она раскрашена и разрисована. |
ТАППЕРТ (нем.) - в конце 14 - начале 15 вв. мужская верхняя одежда с длинными рукавами. Рукава с буфами и разрезами на локтях заканчиваются манжетами. |
ТАРЛАТАН - франц. - тонкая редкая кисея. |
ТАРТАН - традиционный шотландский клетчатый рисунок из перекрещивающихся узких и широких разноцветных полос; у каждого клана свой тартан. Так же называется шотландский плед и ткань (шерстяная, шелковая или др.) с рисунком типа тартан. |
ТАТУИРОВКА (полинез.) - нанесение на тело рисунков путем введения под кожу красящих веществ. Производится механическим путем: накалыванием - с помощью иглообразных инструментов, по которым ударяют молоточком; прошиванием кожи иголкой с окрашенной нитью, которую потом выдергивают; рубцеванием - надрезая кожу и растравляя раны, клеймованием и др. Татуировка восходит к древнейшим обычаям испытания выносливости при процедурах посвящения, инициации, когда юношество вступает в зрелый возраст и нуждается более обычного в союзе с божествами; она применялась в качестве магической защиты от злых духов; во времена зарождения христианства благочестивые верующие выводили на теле знаки распятия (обычай долго сохранялся в Палестине). Жители Фиджи и эскимосы верят, что татуировка открывает человеку доступ в царство блаженных после смерти. Призванная к жизни религиозными требованиями, она стала служить целям эстетическим и утилитарным, превратившись из обязанности в моду и форму орнаментировки тела. Уже в древние времена представление о красоте человека стало ассоциироваться с татуировкой, подобно тому, как ассоциировалась она потом с одеждой и косметикой. Знаки татуировки стали указателями касты, пола, сословия, меры длины; с ее помощью стали делать географические карты для обучения юношества (Новая Зеландия). Ею пользовались как средством переписки. С течением времени, однако, эстетические воззрения изменились и татуировка стала внушать отвращение. Ею пользовались, чтобы клеймить позором преступников. Примеряясь к эстетическим вкусам последующих эпох татуировка дожила до наших дней. В художественном отношении самым совершенным способом татуировки является накалывание, и более всего в этом преуспела Япония. Татуировка там носит печать такой же высокой художественности, как и японская живопись. Это искусство достигло высокой степени у новозеландцев, у жителей Формозы. В зарубежных странах открыты специальные салоны, где татуируют желающих. В последнее время появились такие салоны и в России. |
ТАФТА (франц. < перс.) - гладкая плотная тонкая глянцевитая ткань полотняного переплетения из хлопчатобумажной пряжи или искусственного шелка. В старину так называли гладкую тонкую шелковую ткань. Используется для шитья женских платьев и мужских рубашек. |
ТАФЬЯ (тюрк.) - старинный мужской головной убор в виде маленькой богато украшенной шапочки, похожей на круглую тюбетейку. На Руси существовала со времен татарского ига; в 16 в. ее не снимали даже в церкви. Поверх нее часто надевали клобук. |
ТАХЬЯ - традиционный туркменский головной убор - тюбетейка, у девушек - с серебряными украшениями, вышитая. |
ТАХЯ - традиционный туркменский головной убор - тюбетейка, у девушек - с серебряными украшениями, вышитая. |
ТВИД (англ.) - прямой или немного приталенный мужской пиджак из легкой шерстяной материи, закрытый по горло. Появился в эпоху бидермейер, но долго оставался в мужском гардеробе. Также название шерстяного материала. |
ТЕБЕТЕЙ - традиционная деталь киргизского мужского национального костюма, распространенный зимний головной убор: с плоской четырехклинной тульей, из бархата или сукна, с отделкой по краю из лисьего меха или из куницы. |
ТЕЛПЕК - традиционный мужской головной убор у народов Средней Азии: высокая барашковая шапка с длинными мягкими завитками под которую надевалась тюбетейка (тахя). |
ТЕЛЬПЕК - традиционный мужской головной убор у народов Средней Азии: высокая барашковая шапка с длинными мягкими завитками под которую надевалась тюбетейка (тахя). |
ТЕМПЛЕТЫ - франц. - в 13-15 вв. круглые щитки на обруче, модном головном женском украшении, который надевался поверх платков. |
ТЕРЛИК - в 15-17 вв. в Московской Руси кафтан, подобный польскому, но с нагрудником, застегивающимся на правой стороне груди и правом плече, который носили рынды. |
ТЕРРИ (англ.) - махровая ткань для полотенец, купальных халатов и т.п. |
ТЕСЬМА - полоска ткани для каймы. В 19 в. большой популярностью пользовалась тесьма, которой отделывали декольте и юбки. Часто делается с различными орнаментами. |
ТИК (голл.) - плотная хлопчатобумажная и льняная ткань с широкими цветными продольными полосами. Используется в качестве чехольной ткани. |
ТИРОЛЬСКИЙ КОСТЮМ - см. Костюм тирольский. |
ТИРЧИ - один из вариантов традиционной мужской одежды в Албании узкие белые штаны, короткая рубаха, жилет, куртка. Распространилась в 19 в (кроме юга), сохраняется в горных районах. |
ТОГА (лат.) - в Древнем Риме верхняя одежда, имеющая форму полукружия или эллипса, создавалась с помощью ряда сложных драпировок, принадлежность свободного римлянина. |
ТОК - франц. - небольшая шляпа с высокой тульей, первоначально мужская. Во Франции появилась в 15 в., в Италии - в 16 в. Элемент мужского и женского костюма второй половины 16 в. С 19 в. это уже невысокая округлая женская шляпа без полей из фетра или не слишком пушистого меха, в таком виде сохранилась и по сей день. |
ТОЛСТОВКА - широкая длинная мужская блуза в складку и с поясом. Названа по имени Льва Николаевича Толстого (1828-1910). Мода на нее держалась до 30-х гг. 20 в. |
ТОМ - см. Тэм |
ТОП (англ.) - легкая блузка, майка предельно простой формы на бретельках, которые могут по-разному завязываться: на плечах, на шее, перекрещиваться на спине, на груди. |
ТОПИ - традиционная мужская шапочка у народов Индии и Непала. |
ТОРБАСЫ - сапоги из шкур, обычно оленьих, у народов Севера и Сибири; женские - до колен, мужские - короче. |
ТОРКИС (лат.) - в 3 в. золотое ожерелье, украшение галлов. |
ТРАНСАДО (исп.) - в 17 в. женский головной убор: маленькая повязка, переходящая в футляр для косы, крест-накрест перевязанный узкой черной лентой. |
ТРЕНЧКОТ (англ.) - мужское пальто с глухой застежкой, отложным во ротником, полуприталенное, со шлицей на спинке. Вошло в моду в начале 60-х гг 20 в. Так же называли короткий макинтош военного образца с поясом. |
ТРЕССУАР - франц. - в 12 в. мужской головной убор в виде парчовой ленты украшенной драгоценностями; носили вокруг головы. |
ТРЕУГОЛКА - шляпа с полями, сдавленными в трех углах, - деталь мужского костюма во времена Людовика XIV; была украшена галуном или перьями. Надевать на парик, обычно напудренный, ее было неудобно, поэтому чаще всего ее носили под мышкой. В период рококо ее стали носить и женщины. В 17-18 вв. -часть униформы. В конце 18 в. ее сменила двууголка. |
ТРЕУХ - теплая шапка с тремя лопастями для прикрытия ушей и затылка зачастую с узкой четвертой лопастью - козырьком, прикрывающим лоб; малахай. |
ТРИКО - франц. - плотная тяжелая костюмная или брючная ткань узорчатого плетения (костюмная имеет мелкий рисунок и идет на мужские костюмы и детскую одежду, а брючная, более плотная, - на шитье брюк); трикотажная одежда, плотно облегающая тело, которая используется как театральный или спортивный костюм; трикотажные женские панталоны. |
ТРИКОТАЖ - франц. - машинная вязаная ткань; изделия из такой ткани. |
ТРИЛБИ - мужская мягкая шляпа с вмятиной на тулье. Названа по имени героини одноименного романа Дж. Дю Морье (1834-1896). |
ТРИЛЬБИ - мужская мягкая шляпа с вмятиной на тулье. Названа по имени героини одноименного романа Дж. Дю Морье (1834-1896). |
ТРОМБЛОН - франц. - мужская высокая конусообразная шляпа 30-х гг. 19 в. с узкими, отогнутыми с боков полями. К 40-м гг. она появляется в форме цилиндра. |
ТРОСТЬ - уже давно является предметом украшения, модным аксессуаром (не говоря уже о практическом значении). В конце 5 в. до н.э. Геродот описывает вавилонскую трость с декоративной ручкой. В конце 18 в. на трость, доселе бывшую в безраздельной власти мужчин, обратили внимание и дамы, и во Франции появились декоративные дамские тросточки, как модный дамский аксессуар. |
ТРУАКАР (франц., букв. «три четверти») - верхняя женская одежда типа длинного жакета или полупальто. Вошла в моду в 30-х гг. 20 в. |
ТРУВИЛЬ - франц. - плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, прочная, несколько жесткая на ощупь. Используется, в основном, для шитья мужских рубашек. |
ТРУНЦАЛ - в 15 в. на Руси золотая и серебряная канитель, витушка. |
ТРУСС - франц. - в 16 в. толстые стеганые О-де-шосс. |
Т-СИЛУЭТ - заимствован из народной одежды простого, примитивного покроя типа просторной русской рубахи. |
ТУАЛЕТ - франц. - одежда, наряд, преимущественно женский; процесс приведения в порядок своего внешнего вида (умывание, причесывание и т.п.). |
ТУАЛЬДЕНОР - франц. - хлопчатобумажная ткань, в которой белые нити переплетаясь с черными, создают серый цвет; напоминает коленкор, но плотнее и прочнее его. Используется для шитья мужских сорочек и халатов. |
ТУЖУРКА (от франц. «всегда, по-прежнему») - из будничной домашней одежды барынь, как определил ее Даль, превратилась в простую повседневную курточку. |
ТУЛУП - длинная, мехом внутрь, шуба халатного покроя без перехвата в талии, обычно с большим воротником и не крытая сукном. тулупчик - шубка короткая и с небольшим воротом. |
ТУНИКА (лат.) - римская нижняя одежда, сшитая на плечах и опоясанная. В настоящее время так называют прямую, неразъемную спереди одежду, чаще всего без воротника, с рукавами или без них, с одним или двумя боковыми разрезами. Длина разная, но всегда ниже линии бедер. Туника интериоре - вторая, короткая (выше колен) туника, которую носили молодые римлянки. Туника текта - узкая и длинная одежда, надеваемая римлянками в день совершеннолетия и в день свадьбы. |
ТУПЕ (франц., букв. «пучок волос») - элемент мужской и женской прически распространившейся во второй половине 18 в.: высоко поднятые надо лбом волосы, на подкладке; накладные волосы, главным образом у мужчин. Тупейный художник - крепостной парикмахер в России. |
ТУРЕ - франц. - в 13-14 вв. высокая фетровая шляпа. |
ТУРНЮР - франц. - пышная сзади юбка на каркасе, характерная для женской одежды 80-х гг. 19 в. Эффект достигался с помощью специальной подушечки (она также называлась турнюр), которая подкладывалась под платье сзади ниже талии, на особой формы каркас из металлических обручей, китового уса и др. Надетая на этот каркас юбка пышно топорщилась сзади. Турнюр пришел на смену кринолину. |
ТУФ - франц. - в 17 в. прическа с короткой челкой из естественных волос, недлинные волосы на висках завивали. |
ТУФЛИ (нем.) - легкая мужская и женская обувь. Туфли балетные - туфли в балетном стиле, обычно на плотной подошве без каблука, с ремешком через подъем или у лодыжки, мягкие, удобные. Чаще всего их носят с носками. Туфли кембриджские - полуботинки без шнурков с резинкой на подъеме. Туфли оксфордские - см. Оксфорды. |
ТУФЛИ БАЛЕТНЫЕ - туфли в балетном стиле, обычно на плотной подошве без каблука, с ремешком через подъем или у лодыжки, мягкие, удобные. Чаще всего их носят с носками. |
ТЭМ - или Том традиционный шотландский берет из шерсти, с узким околышем, широким круглым плоским верхом; украшен помпоном, кисточкой или пером. Назван по имени героя одноименной поэмы Р. Бернса Тэма О'Шентера. |
ТЮБЕТЕЙКА (тюрк.) - круглая или квадратная матерчатая шапочка типа ермолки, возможно остроконечная, у народов Средней и Передней Азии. Была распространена в Московской Руси в 15-17 вв. Тюбетейка чустская - из черного сатина с белой вышивкой например, у таджиков и узбеков. |
ТЮЛЕЛЕЙ - на Руси оборка из тюля. |
ТЮЛЬ - франц. - легкая прозрачная сетчатая, гладкая или узорчатая ткань. Гладкий тюль используют для шитья и отделки женского белья, платьев; узорчатый -для декоративных целей. Производство гладкого тюля было открыто в Англии в 1768 г., а в 1809 г. тюль уже был широко распространен и производство его можно считать установившимся. |
ТЮНИК - франц. - верхняя часть двойной женской юбки, костюм танцовщиц в виде лифа и длинной пышной юбки из легкой упругой ткани. |
ТЮНИКА - франц. - верхняя часть двойной женской юбки, костюм танцовщиц в виде лифа и длинной пышной юбки из легкой упругой ткани. |
ТЮРБАН (франц. < перс.) - мужской и женский головной убор в виде полотнища легкой, зачастую шелковой ткани, многократно обернутого вокруг головы, поверх волос (возможно, и поверх фески или тюбетейки), иногда с украшениями (см. Чалма). Название пришло из персидского языка, и означало оно материал для вуали, которой персы повязывали голову. У них тюрбан заимствовали арабы и другие народы Ближнего Востока. В Европе появился во времена крестовых походов. В эпоху господства бургундской моды тюрбан носили при дворе и мужчины, и женщины. Затем, исчезнув на два века из европейской моды (17-18 вв.) тюрбан появился вновь в период египетского похода Наполеона и еще раз позднее, - во время Второй мировой войны. Сохранился как традиционный головной убор у народов Северной Африки Индии, Передней и Средней Азии, Дальнего Востока. |
ТЯГИЛЯЙ - в 15-17 вв. в Московской Руси одежда конника: длинный кафтан с воротником-козырем на подкладке, между подкладкой и верхом прокладывали слой пакли с вложенными в него металлическими пластинами. |
Главная |