Статьи на букву "Р"
РАБОЧАЯ ОДЕЖДА - разновидность домашней одежды, которая требуется для работы в бытовых условиях: в саду, огороде и т. д. Не следует путать Р. О. с производственной, предназначенной для ношения в производственных условиях различных отраслей народного хозяйства. |
РАБОЧИЕ ЧЕРТЕЖИ - технический документ, определяющий конструкцию, форму и размеры деталей, технические условия на их изготовление и раскрой; разрабатываются, на все детали, входящие в изделие. Р. Ч. в конструкторской документации выполняют в масштабе 1:1 с точностью до 1 мм. В соответствии с ГОСТ на каждом чертеже должны быть проставлены габаритные размеры изделия, нанесены условные обозначения, указывающие на характер технологической обработки детали, направление нитей основы, допускаемые отклонения и др. |
РАВЕНДУК (голл. ruwvendoek) - толстая льняная ткань, разновидность парусины для больших парусов; парусинный холст. |
РАВЕНТУХ - , Равендук (голл. ruwvendoek) - толстая льняная ткань, разновидность парусины для больших парусов; парусинный холст. |
РАВНОПЛОТНЫЕ ТКАНИ - ткани, имеющие одинаковую плотность нитей по основе и утку. |
РАВНОСТОРОННИЕ ТКАНИ - ткани с одинаковыми лицевой и изнаночной сторонами. Например, хлопчатобумажная ткань гарус имеет двусторонний рисунок, большинство пестротканей полотняного переплетения и некоторые др. |
РАЗДВИГАЕМОСТЬ НИТЕЙ - смещение нитей в тканях под воздействием внешних сил. Чаще всего происходит около швов, а также на участках, испытывающих значительные многократные напряжения (пройма, локтевые участки рукавов и т. п.). Возникает из-за недостаточного тангенциального сопротивления взаимному перемещению нитей с ткани (недостаточного трения между нитями). Уменьшить Р. Н. в швах готовой одежды можно соответствующим подбором конструкции и модели изделия. При изготовлении изделий из тканей повышенной раздвигаемости (например, ацетатного шелка) рекомендуется в конструкциях изделий избегать применения среднего шва спинки, ограничить размеры изделий и др. |
РАЗДВИЖКА НИТЕЙ - смещение нитей в тканях под воздействием внешних сил. Чаще всего происходит около швов, а также на участках, испытывающих значительные многократные напряжения (пройма, локтевые участки рукавов и т. п.). Возникает из-за недостаточного тангенциального сопротивления взаимному перемещению нитей с ткани (недостаточного трения между нитями). Уменьшить Р. Н. в швах готовой одежды можно соответствующим подбором конструкции и модели изделия. При изготовлении изделий из тканей повышенной раздвигаемости (например, ацетатного шелка) рекомендуется в конструкциях изделий избегать применения среднего шва спинки, ограничить размеры изделий и др. |
РАЗЛЕТАЙКА (разг.) - верхняя одежда (плащ, накидка и т. п.) со свободно расходящимися, незастегивающимися полами. |
РАЗМЕР - 1. Величина изделия в каком-л. измерении. 2. Мерка, номер, обозначающий величину предмета одежды (например, Р. платья, пальто, Р. обуви, перчаток). Р. фигуры определяется величиной обхвата (см. Обхват) груди в сантиметрах. Отраслевыми стандартами принята следующая классификация Р. типовых фигур: мужчин - 84-88-92-96-100-104-108-112-116-120-124-128; женщин - 84-88-92-96-100-104-108-112-116-120-124-128-132-136. Интервал между величинами обхвата груди, называемый интервалом безразличия, составляет 4 см. Чтобы правильно подобрать одежду надо определить Р. в сантиметрах: для мужчин - рост, обхват груди, обхват талии; для женщин - рост, обхват груди, обхват бедер. Рост измеряется от пола до высшей точки головы; обхват груди - по высшим точкам; обхват талии - на уровне талии (у мужчин); обхват бедер - на расстоянии 18-20 см от уровня талии (у женщин). Р. мужских и детских сорочек устанавливается по обхвату шеи и обхвату груди в сантиметрах. Размерные показатели изделий для женщин и мужчин на товарном ярлыке обозначаются полными величинами роста, обхвата груди, обхвата бедер для женской одежды и полными величинами роста, обхвата груди, обхвата талии для мужской одежды. Например, для женской одежды, изготовленной на типовую фигуру со следующими размерами - рост 158 см, обхват груди 100 см, обхват бедер 108 см, в товарном ярлыке строка реквизита "Р." заполняется так: 158-100-108. Для мужской одежды, изготовленной на типовую фигуру, размеры которой - рост 170 см, обхват груди 100 см, обхват талии 88 см в товарном ярлыке строка реквизита "Р." заполняется так: 170-100-88. Для верхних мужских сорочек на типовую фигуру размеры которой - рост 158 и 164 см, обхват груди 100 см, обхват талии 88 см, обхват шеи 41 см, в товарном ярлыке строка реквизита "Р." заполняется так: 158, 164-100-88-41. Размерные показатели одежды для девочек и мальчиков на товарном ярлыке обозначаются полными величинами роста и обхвата груди. Для правильного подбора обуви необходимо определить Р. стопы в миллиметрах: длину и полноту. Например, стопе длиной 215 мм соответствует номер обуви 21, 5, стопе длиной 220 мм - номер 22 и т. д. Р. женской обуви: 21, 5-22-22, 5-23-23, 5-24-24, 5-25-25, 5-26-26, 5-27-27, 5. Р. мужской обуви: 24, 5-25-25, 5-26-26, 5-27-27, 5-28-28, 5-29-29, 5-30-30, 5. Полноту обуви определяют сантимеровой лентой по обхвату в самой широкой части стопы (пучках). Обозначают полноту цифровыми индексами - 1, 2, 3, 4 и т. д. Смежные полноты (2-4-6; 3-5-7) различаются на 6 мм. Р. головного убора определяется окружностью головы в сантиметрах. Головные уборы для взрослых выпускаются с 53 по 62-й Р., для школьников - с 50 по 56-й, для дошкольников -с 47 по 54-й, для детей ясельного возраста - с 45 по 47-й. Р. чулочно-носочных изделий определяется по длине следа (часть чулка, покрывающего стопу) в сантиметрах. Чулки, получулки, женские носки вырабатывают с 10 по 20-й Р.; мужские и подростковые носки - с 21 по 31-й; детские чулки и носки - с 12 по 22-й; детские получулки - с 14 по 22-й Р. Р. колготок обозначают дробью, в числителе указан Р. по полуобхвату груди, а в знаменателе - длина следа чулка в сантиметрах. Женские колготки изготовляют тех же Р., что и чулки. Р. детских колготок: 26/12; 28/14; 30/16; 32-18; 34/20; 36/22. Р. перчаточных изделий определяются половиной обхвата кисти (в сантиметрах), измеряемой по середине между основаниями большого и указательного пальцев. |
РАЗМЕРНАЯ ТИПОЛОГИЯ - система типовых фигур, созданная для целей проектирования одежды. Разработка системы типовых фигур базируется на выборе ведущих размерных признаков, определяющих типовую фигуру; установлении интервала безразличия по каждому из ведущих размерных признаков; установлении оптимального числа типовых фигур для массового производства одежды. Для построения размерной типологии взрослого населения нашей страны приняты следующие ведущие признаки: для мужского населения - рост, обхват груди и обхват талии; для женского населения - рост, обхват груди по высшим точкам и обхват бедер с учетом выступа живота. |
РАЗМЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ - размерная характеристика тела, представленная в виде отдельных измерений. Для определения средних величин Р. П. проводятся массовые антропологические исследования населения по специальным программам. Программы антропологических измерений для целей конструирования одежды включают большое число (до 60-70) различных Р. П., в том числе и основные тотальные морфологические признаки (длина тела, обхват груди, масса тела). Признаки, которые берутся за основу при выделении размерных типов фигур и определяют разбивку одежды по номерам и полномерам, называются главными или ведущими Р. П. Фигуру, которую можно охарактеризовать выбранными ведущими признаками называют типовой фигурой. К ведущим Р. П. относятся: обхват груди, определяющий периметр верхней части тела, где требуется хорошая подгонка изделия по фигуре; рост, характеризующий общую длину тела и определяющий длину изделия. В качестве третьего ведущего (полнотного) признака у женщин выделен обхват бедер с учетом выступания живота, а. у мужчин - обхват талии. |
РАЗНООТТЕНОЧНОСТЬ ТКАНИ - изменение тона окраски по участкам ткани; дефект, возникающий при крашении. Р. материала затрудняет технологический процесс изготовления одежды, в частности, расчет кусков для настила, раскрой полотен в настиле и комплектование деталей. |
РАЗОДЕТЫЙ (разг.) - одетый особенно нарядно. |
РАЗРЫВНАЯ НАГРУЗКА - наибольшее усилие, испытываемое волокном, пряжей или пробным образцом текстильного полотна к моменту разрыва; одна из характеристик механических свойств материала при растяжении до полного разрушения. Единица измерения ньютон (Н), сантиньютон (сН), деканьютон (даН) или грамм-сила (гс), килограмм-сила (кгс). |
РАЗРЫВНОЕ УДЛИНЕНИЕ - приращение длины растягиваемого волокна, пряжи или пробного образца текстильного материла к моменту его разрыва. Абсолютная величина удлинения - разность конечной и первоначальной длины образца (мм). Р. У. - одна из характеристик механических свойств материалов при их растяжении до полного разрушения. |
РАЗРЯЖЕННЫЙ (разг.) - то же, что и Разодетый. |
РАЗУТЮЖИВАНИЕ ДЕТАЛИ, ШВА - технологический термин, обозначающий раскладывание припусков ткани на шов или складку на две противоположные стороны и закрепление их в этом положении посредством утюжильной обработки (подробнее см. Влажно-тепловая обработка). |
РАКЕЛЬ (нем. Rakel) - тонкий стальной нож, пластинка с заточенным лезвием; применяется в текстильных печатных машинах для механического удаления краски с непечатающей поверхности печатной формы (например, с металлического гравированного печатного вала), при этом краска остается лишь в углублениях, откуда под давлением переходит на ткань, образуя оттиск. |
РАКЛЯ (нем. Rakel) - тонкий стальной нож, пластинка с заточенным лезвием; применяется в текстильных печатных машинах для механического удаления краски с непечатающей поверхности печатной формы (например, с металлического гравированного печатного вала), при этом краска остается лишь в углублениях, откуда под давлением переходит на ткань, образуя оттиск. |
РАМИ (малайск.) 1. Китайская крапива, многолетнее растение, издавна культивируемое ради луба. 2. Натуральное волокно из этого растения, длина Р. 62-95 мм; волокно прочное, эластичное, тонкое и блестящее, почти не подвержено гниению. Используется для изготовления высококачественных бельевых и технических тканей, высших сортов бумаги (в частности, идет на изготовление денежных знаков). Главный поставщик Р. на мировые рынки - Китай, в меньшей степени - другие страны Южной и Восточной Азии (подробнее см. Лубяные волокна). |
РАНТ (нем. Rand) - наружная деталь низа обуви, служащая для скрепления стельки и затянутой головки верха обуви с подошвой. Р. выкраивают в виде узкой полоски из чепраков кожи для рантов, выработанных из шкур крупного рогатого скота и рантовой винилискожи-НТ. Р. должен быть плотным и эластичным. Различают, несущий, накладной и декоративный Р. |
РАППОРТ (франц. rapport, от rapportes - приносить обратно) - повторяющаяся часть рисунка (узора) или переплетения на ткани, трикотаже, вышивке и т. п. Порядок переплетения нитей повторяется как по ширине, так и по длине ткани в каждом следующем Р. Различают Р. по основе, определяемый числом образующих его основных нитей, и Р. по утку, определяемый числом уточных нитей. Общий Р. переплетения ткани определяется Р. переплетения по основе и Р. переплетения по утку. |
РАСКЕП - участок отложного воротника от конца (от внешнего угла) до линии перегиба; участок, место, где соединяются воротник и лацканы в изделиях с отворотами (пиджачного типа). Зависит от модели и может быть небольшим (0, 5-2, 5 см), средней величины (3-5 см) и значительной величины (5, 5-8 см). |
РАСКЛАДКА ЛЕКАЛ - схема расположения лекал детлей швейного изделия; может быть однокомплектной и многокомплектной. Однокомплектная Р. Л. - это раскладка, включающая комплект лекал деталей одного швейного изделия. Многокомплектная Р. Л. включает более одного комплекта лекал деталей швейного изделия. |
РАСКЛАДЫВАЮЩАЯСЯ ШАПОЧКА - детский головной убор, который застегивают сзади на пуговицы или стягивают с помощью рулика, тесьмы или ленты, поэтому шапочка имеет форму конвертика или колпачка. Р. Ш. шьют из хлопчатобумажных или шелковых тканей. Конструкция позволяет часто стирать и гладить шапочки в развернутом виде. |
РАСКЛЁШИТЬ (разг.) - раскроить в форме клеша, сделать шире к низу. |
РАСКРОЙ МАТЕРИАЛА (НАСТИЛА) - разрезание материала (настила), вырезание и вырубание деталей швейных изделий и их частей в соответствии с конструкцией изделия. |
РАСПАШОНКА - плечевая одежда для новорожденных; шьют из ткани или трикотажа свободной формы, с рукавами, разрезом от верха до низа на спинке или переде; надевают непосредственно на тело. До недавнего времени сохранялась традиция шить новорожденным Р. вручную: ручной шов мягче, эластичнее, не натирает кожу. |
РАСПУСКАЕМОСТЬ ТРИКОТАЖА - способность нити петли при ее обрыве перемещаться и выскальзывать из др. петель в полотне. Причиной является нарушение равновесного состояния трикотажа и стремление упругой нити распрямиться и занять новое положение, выскальзывая из соседних петель. |
РАССЕКАНИЕ НАСТИЛА - технологический термин, обозначающий разделение настила на части, предназначенные для дальнейшего раскроя. |
РАССТРАЧИВАНИЕ ШВА - технологический термин, обозначающий прокладывание строчек на деталях для закрепления припусков шва, складки, направленных в противоположные стороны. |
РАССЫПНОЙ ГИПЮР - один из видов вышивки; сочетание крупных и мелких "паучков", длинных сновок и штопки по крупной сетке. |
РАСТР (от лат. rastum - грабли) - поверхность с чередующимися в виде решетки прозрачными и непрозрачными элементами для структурного преобразования направленного на нее пучка света; в изготовлении печатного текстильного рисунка применяется на стадии фотографирования рисунка на валы или сетчатые шаблоны. |
РАСТРАФ - распространенный дефект на ткани, выражающийся в смещении, несовпадении красителя с выделенным контуром рисунка. Смещение возникает при неполадках в работе печатных валов. |
РАСТРЁПА (простореч.) - небрежно и неряшливо одетый или непричесанный, лохматый человек. |
РАСТРУБ - расширение в виде воронки на предмете или детали; расширяющаяся часть одежды (например сапоги с Р., рукава с Р.). |
РАСФРАНЧЁННЫЙ (разг.) - очень нарядно и модно одетый человек; щегольски, франтовато одетый. |
РАСФУФЫРЕННЫЙ (простонародное, неодобрительное) - одетый слишком нарядно, пышно, крикливо или нарядно не к месту. |
РАСЦВЕТКА - сочетание цветов, подбор красок при оформлении чего-л. (например, Р. ткани, Р. трикотажа и т. д.). |
РАСЧЁТ КУСКА МАТЕРИАЛА - технологический термин, обозначающий определение рационального варианта использования каждого куска материала с учетом заданных параметров. |
РАСШИТЫЙ - украшенный узорным шитьем, вышивкой. |
РАТИН (франц. ratine) - плотная очень толстая мягкая шерстяная ткань (драп) диагоналевого переплетения с характерной ворсистой поверхностью, образованной завитками густого ворса. Поверхность Р. получается путем отделки ворсовой ткани на ратинирующей машине. Тяжелые Р. (с поверхностной плотностью 750-760 г/м2) используют для изготовления мужских пальто, облегченные - для женских. |
РАТИНИРОВАНИЕ - отделка ворсовых тканей на ратинирующей машине для образования характерной поверхности с короткими завитками густого ворса. Ткань пропускают между двумя трущимися плитами. В зависимости от материала поверхности верхней плиты (волосяная щетка, плюш, мягкая резина, сукно), направления и амплитуды движения плиты, давления ее на ткань получаются рисунки из ворса. Ворсинки скатывают в шарики, свертывают в виде узелков или укладывают волнами, а затем с помощью термообработки фиксируют. Р. придает ткани красивый внешний вид, а ворсу большую стойкость к истиранию. Р. используется при изготовления высококачественных пальтовых тканей - ратинов. |
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (от лат. rationalis - разумный) - усовершенствование методов или организации какой-л. работы, деятельности (например, Р. производства одежды). |
РАЦИОНАЛЬНАЯ ШИРИНА ТКАНИ, ПОЛОТЕН - ширина, которая обеспечивает минимальные межлекальные отходы при раскладке лекал и выкраивании деталей одежды. |
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ - использование материалов с образованием минимальных отходов. |
РАЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ - такое количество предметов одежды (платье, костюм, пальто, плащ, обувь, головные уборы, белье и пр.), которое должен ежегодно приобретать каждый человек для восполнения изношенной части своего гардероба. Для обоснованных норм потребления одежды необходимо определить рациональный гардероб, т. е. набор важнейших предметов одежды, имеющийся в распоряжении каждого человека. Для этого необходимо знать сроки службы изделий, составляющих рациональный гардероб. |
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСТАТКИ МАТЕРИАЛА - остатки, которые можно использовать для изготовления каких-л. изделий на данном предприятии, т. е. там, где они образовались. |
РАЦИОНАЛЬНЫЙ ГАРДЕРОБ - разумный запас изделий, которым должен располагать каждый человек для удовлетворения своих действительных потребностей в одежде. Действительные потребности - это максимально возможный уровень потребностей, обеспечиваемый возможностями народного хозяйства в данный исторический момент. Р. Г. показывает, сколько и каких предметов одежды целесообразно иметь каждому человеку в личном пользовании, объем и структура Р. Г. должны отвечать многим требованиям: они должны соответствовать вкусам и привычкам человека, обеспечивать необходимое разнообразие одежды, отвечать характеру деятельности, половозрастным признакам потребителей, природно-климатическим условиям места проживания человека и т. д. Определением Р. Г. по номенклатуре и количеству изделий занимаются научно-исследовательские институты, которые используют опыт работы промышленности, торговли и Домов моделей одежды. Разработке Р. Г. и рациональных норм потребления одежды предшествуют широкие социологические исследования (анкетные опросы потребителей, специалистов торговли и промышленности и т. д.). Рациональные нормы потребления и Р. Г. одежды нестабильны, изменчивы, подвержены влиянию различных факторов поэтому периодически пересматриваются и уточняются (см. также Гардероб). |
РЕГАЛИИ (от лат. regalis - царский) 1. Внешние знаки монархической власти (корона, скипетр, порфира и т. д.). 2. Вообще знаки отличия, обычно ордена и т. д. |
РЕГЕНЕРИРОВАННАЯ ШЕРСТЬ - то же, что восстановленная шерсть; шерсть, полученная расщипыванием шерстяного лоскута, тряпья, обрывков пряжи и т. п. Волокна шерсти из тряпья бывают ослаблены вследствие изношенности одежды; кроме того, они дополнительно повреждаются при расщипывании и поэтому менее прочны, чем волокна натуральной шерсти. |
РЕГЕНЕРИРОВАННЫЕ ВОЛОКНА - волокна, восстановленные путем определенных операций с отработанными продуктами, превращенные в исходные продукты для повторного их использования. |
РЕГЛАН (англ. raglan) 1. Покрой рукава, названный по имени английского генерала Реглана, для которого была сшита одежда с рукавами такого фасона, чтобы замаскировать поврежденное плечо. 2. Фасон одежды, у которой рукав составляет одно целое с плечевым участком изделия. 3. Пальто или плащ такого покроя. |
РЕДИНА - редкая, неплотная ткань. |
РЕДИНГОТ (франц. redingote) Длинный сюртук прилегающего силуэта, с высоким воротником. Первоначально предназначался для верховой езды. Под охотничий Р. надевали двубортный жилет (иногда замшевый), подпоясанный кожаным поясом с кинжалом, носили Р. с мягкими сапогами высотой до середины икры. В середине XVIII в. Р. был верхней одеждой, его носили главным образом зимой. В 40-е гг. XIX в. француженки, подражая мужской моде, начали носить Р. с двубортной застежкой и большими отворотами. Стало модным появляться на охоте в мужском костюме - Р. и в замшевых брюках. |
РЕЙТУЗЫ (нем. Reithosen) 1. Длинные вязаные узкие, плотно облегающие тело брюки (сначала предназначались для верховой езды). Как предмет обмундирования в русской армии Р. появились в 30-50-х гг. XVIII в. в кавалерии гусарских полков. Позже Р. вошли в обмундирование и др. полков. 2. Длинные трикотажные женские или детские узкие штаны, длиной до ступней. 3. Трикотажные короткие изделия женские или детские - предмет нижнего белья, то же что панталоны во 2-м значении. |
РЕЛЬЕФ (франц. relief) - выпуклые образования на плоскости, на детали, на материале. |
РЕЛЬЕФНЫЕ ШВЫ - швы, сделанные на поверхности неразрезанного материала, а также соединительные швы, имеющие декоративное значение. Р. Ш. могут быть выполнены с вытачками и без них, на лицевой стороне детали или на изнаночной, заутюженными на ребро или приутюженными. |
РЕМЕНЬ - длинная отстроченная полоса из кожи, ткани или др. плотного материала, употребляемая для закрепления чего-л. |
РЕМЕШОК - узкий небольшой ремень. |
РЕМОНТ (франц. remonte - поправить, пополнить) - исправление повреждений, изъянов и т. п.; замена изношенных деталей, устранение дефектов, починка. Организация Р. обуви и одежды в мастерских - это совокупность технико-экономических и организационных мероприятий, связанных с поддержанием, частичным или полным восстановлением потребительских свойств предметов личного пользования, обновлением одежды с полным или частичным ее перекраиванием и перелицовкой, а также перешивание одежды, бывшей в употреблении (из одежды для взрослых делают одежду для детей и т. д.). |
РЕМОНТОПРИГОДНОСТЬ - одно из основных свойств надежности предметов одежды, в том числе и обуви; характеризует доступность обнаружения повреждения и возможность устранения или восстановления первоначального вида и формы изделия существующими методами и техническими средствами. Возможность ремонта и повторного использования предметов одежды обусловливает определенное увеличение срока службы изделия. Р. предполагает восстановление повреждений, заменяемость деталей (в обуви - замена каблуков, подошв и пр., в одежде - замена подкладки, воротника и т. п.), а также возможность перелицовки, перекроя, перешивания данного изделия. |
РЕНБУРГСКИЙ ШАРФ - пуховязальные изделия, отличающиеся тонким художественным узором, износостойкостью и высокими теплозащитными свойствами. Изготавливают из шелковистого пуха, начесанного с коз. Пуховязальный промысел в Оренбургском крае сложился очень давно, им занимались казачки и крестьянки. У калмыков и казахов вязка изделий была "глухой". Казачки же, знавшие кружева и вышивание, применяли в вязке различный орнамент. Получались очень нежные легкие шали и тонкие, точно паутинка, белоснежные ажурные платки. В 1861 г. шесть изящных пухавых платков с кратким описанием - "изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае" - украсили Всемирную выставку в Лондоне. После закрытия выставки английская фирма "Липнер" организовала крупное предприятие по выработке изделий "Имитация под Оренбург". В наши дни в Оренбургской области производством пуховых изделий заняты два предприятия: комбинат и фабрика пуховых платков в Оренбурге. Основной ассортимент комбината - платки "Оренбургский" и "Паутинка", шарфы и палантины. По способу выработки различают платки ручной работы, машинные, комбинированные (середина вывязывается на машине, а кайма вручную). По цвету они бывают белые, серые различных оттенков и черные; отличаются самобытными художественными узорами, которые выполняются по замыслу самих вязальщиц, изяществом работы, красивой отделкой. На Оренбургской фабрике освоено полумеханическое вязание платков с художественной каймой на оборотной машине посредством ручной переброски петель. Фабрика вьшускает также ручные плотные и ажурные платки, которые вяжут мастерицы-надомницы. Из отходов производства здесь вяжут носки и варежки. |
РЕНГРАВ (голл. rhingrave) - часть мужского костюма, брюки, короткие и очень широкие, как юбка. Название получили по имени голландского посла в Париже Рейнграва и были модными в Франции и Голландии в 50-60-е гг. XVII в. Эти широкие присборенные или в складку брюки украшали декоративными бантами, лентами; надевали брюки поверх панталон или чулок. Р. шили из полосок различных тканей, имели цветную подкладку с прокладкой. Для верха использовали бархат и шелк с золотой вышивкой. |
РЕНГРАВЫ (голл. rhingrave) - часть мужского костюма, брюки, короткие и очень широкие, как юбка. Название получили по имени голландского посла в Париже Рейнграва и были модными в Франции и Голландии в 50-60-е гг. XVII в. Эти широкие присборенные или в складку брюки украшали декоративными бантами, лентами; надевали брюки поверх панталон или чулок. Р. шили из полосок различных тканей, имели цветную подкладку с прокладкой. Для верха использовали бархат и шелк с золотой вышивкой. |
РЕПС (франц. reps) - плотная хлопчатобумажная, шелковая или шерстяная ткань с мелким рубчиком. Используется для изготовления одежды и обуви. |
РЕТРО (от лат. retro - обратно, назад) - обобщающее название стиля современной одежды или орнамента; для Р. характерны черты, моды и мотивы прошлых лет. |
РИДИКЮЛЬ (франц. riticule) - маленькая дамская сумочка в виде кисета; появилась в конце XVIII в. |
РИЗА - 1. то же, что Фелонь; длинная широкая верхняя одежда, облачение священника при богослужении. Р. была известна на Востоке еще до зарождения христианства и представляла собой разновидность длинного плаща, закрывающего все тело, который носили поверх др. одежд для защиты от дождя и холода. Считается, что фелонь символизирует ту самую хламиду, в которую облекли Христа надругавшиеся над ним римские воины. 2. Парадное, богато украшенное царское одеяние в России в XV-XVII вв. 3. Металлическая накладка на иконах, оставляющая открытыми только изображение лица и рук (золоченая Р.); оклад. |
РИТМ (греч. rhythmos) 1. Чередование каких-л. элементов, происходящих с определенной последовательностью, частотой и т. д. 2. Закономерное чередование элементов в орнаменте. 3. В одежде - это чередование элементов формы и интервалов между ними. Простейший вид Р. - повторение одинаковых форм и равных интервалов. Такой Р., называемый метрическим порядком, выражает равновесие, придает композиции статичность (например, Р. расположения складок, рельефов, пуговиц в застежках). |
РИТМИЧНЫЙ - подчиненный определенной закономерности. |
РИШЕЛЬЕ (франц. от собственного имени Richelieu) - ажурная вышивка, в которой края рисунка (контуры) обметаны петельным швом, просветы заполнены связующими сновками - бридами, а фон (ткань) вырезан. В наши дни Р. широко применяют для отделки нарядных блузок, платьев, воротничков, манжет, причем не только льняных или полотняных, но и шелковых, шерстяных. Вышивать можно как вручную, так и на машине. |
РОБ (франц. robe - платье) 1. Обобщенное название одежды во Франции соответствующее древнерусскому понятию "платье"; возникло в XIII в. с появлением разнообразной по форме одежды. 2. Верхняя распашная одежда из дорогих тканей с широкими рукавами, отложным или стоячим квадратным воротником, с большим количеством складок; часть придворного костюма XVI в. Позже фасоны этой части костюма неоднократно, изменялись. |
РОБА (от франц. robe - платье) 1. устар. название одежды, платья. 2. Грубая рабочая одежда, обычно парусиновая или брезентовая; матросская Р. |
РОБРОН (от франц. robron) - парадное платье с фижмами колоколообразной формы, отделанное, кружевами, лентами, оборками. |
РОВНИЦА - полуфабрикат прядильного производства, из которого изготовляется пряжа; промежуточный продукт между лентой и пряжей. Волокна Р распрямлены и расположены равномерно по ее длине. Основное требование к качеству Р. - равномерность по толщине и структуре. |
РОГОЖА - грубый, плетеный из мочала или мочальных лент материал для упаковки, подстилки и пр. |
РОГОЖКА - 1. Хлопчатобумажная или льняная ткань полотняного переплетения, у которой нити переплетаются попарно; так же называют и ткань редкого полотняного переплетения. 2. Уменьшительное от слова "рогожа". 3. Мелкоузорчатое ткацкое переплетение, образованное за счет удлинения (усиления) основных и уточных перекрытий полотняного переплетения одновременно по основе и утку. В результате ткань имеет мелкий рисунок в виде рельефных квадратиков - шашечек. |
РОЗЕТКА (от франц. rosette - розочка) 1. Орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка. С древних пор Р. широко применяется в декоративном искусстве. 2. Лента, тесьма, шнур, собранные в пышный кружок и служащие для украшения одежды, обуви, головных уборов и др. 3. Орденский бант, носимый в петлице. 4. Ювелирное украшение круглой формы в виде расходящихся от центра листьев и цветочных лепестков. |
РОКАЙЛЬ (франц. rocaille) - орнамент в виде стилизованной раковины, применявшейся в архитектуре и в прикладном искусстве стиля рококо. |
РОКОКО (франц. rococo) - архитектурный и декоративный стиль, возникший в первой половине XVIII в. во Франции; отличается изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом (см. Стиль). |
РОСОМАХА - животное с ценным мехом, а также мех этого животного. Волосяной покров густой, длинный, грубоватый. Окраска от светло- до темно-коричневого. Мех очень ценится у народов Севера, т. к. обладает высокими теплозащитными свойствами и не смерзается на морозе. Используется также для изготовления костюмов летчиков и космонавтов. |
РОСПИСЬ - вышивальный шов; прием двустороннего скорого шитья. Выполняется короткими стежками одинаковой величины, обрисовывающими контуры мотивов, заполняющими их затем узорами в виде клеток, шашек, диагональных ступенчатых линий. Может быть также и самостоятельным средством создания линейно-графических рисунков. Применяется в орнаментальных полосах в одежде, на фартуках, полотенцах. Выполняется преимущественно красными льняными, иногда шерстяными или бумажными нитками, реже серебряными. Сочетается со счетной гладью, набором, с цветным настилом, со стланью. |
РОСТ ЧЕЛОВЕКА - проекционное расстояние от верхушечной точки головы до плоскости стоп. Измерение Р. необходимо для правильного выбора мерок длин типовой фигуры; он является одним из ведущих размерных признаков (измерений), по которым строят чертежи конструкции одежды, характеризует общую длину тела и определяет длину изделия. Для изготовления одежды предусмотрена классификация типовых фигур по ростам: мужчины - 158-164-170-176-182-188; женщины - 146-152-158-164-170-176 (подробнее см. Размер; Размерная типология). |
РОТОНДА (от лат. rotundus) - женская верхняя утепленная одежда в виде длинной накидки без рукавов и без застежки, с прорезями для рук. Летние Р. имели небольшой стоячий воротник, а зимние отделывались мехом. Были распространены в XIX - начале XX вв. |
РУБАХА - то же, что сорочка или рубашка. Р. - наиболее древний вид одежды, сшитый из прямоугольного куска холста. Прообразом Р. является римская туника. Туникообразные Р. существуют до сих пор у народов Севера (эскимосов), Средней Азии и др. Рубашечный покрой одежды был распространен в Древней Руси, она была основой мужского и женского костюма. Длинная, туникообразная, с широкими рукавами Р. кроилась из прямоугольных кусков холста, на ее плечи нашивали цветные прямоугольные или клиновидные вставки "полики" (см. Полики). Яркие и нарядные вышивки рубах играли роль оберега (оберегали человека от злых сил). Места для вышивок были четко определены: ворот, плечо, запястье и низ рубахи, поле рукавов. Вышивку выполняли льняными и шерстяными нитками, окрашенными отварами трав и кореньев. Женщины надевали обычно Р. под сарафан или понёву. |
РУБАШЕЧКА - плечевая одежда для новорожденных, сшитая из ткани или трикотажного полотна с разрезом в верхней части переда или спинки; надевается непосредственно на тело. |
РУБАШКА - мужская плечевая одежда, употребляемая как принадлежность белья (нательная Р.) или как верхняя одежда (то же, что и сорочка). |
РУБИНОВЫЙ (от нем. Rubin - красный) - красный цвет, цвет рубина. |
РУБИЩЕ - ветхая, рваная одежда; одежда из грубой ткани. |
РУБЧИК - выпуклая полоска на ткани или на какой-л. др. поверхности. |
РУКАВ - деталь одежды, покрывающая руку или часть руки; может быть различной длины и конструкции (одношовным, двух- и трехшовным, втачным, реглан, цельновыкроенным со спинкой, полочкой и др.). Р. долгое время были самостоятельным предметом одежды. У большинства древних народов платье и нижнее белье всегда делали без рукавов. Классические античные одежды и плащи, которые в течение длительного времени оказывали влияние на европейскую одежду, тоже были без Р. В XII в. появилось множество вариантов Р. Только с этого времени следует говорить о возникновении кроя прочно вшитого Р. У него было много разновидностей: мешкообразные, висячие Р.-крылья, воронкооборазные, присборенные, в складку. Позднее появились Р. с прорезями, а также сильно присборенные. XV и XVI вв. были эпохой сменных Р., которые богато и пышно декорировались. Т. к. одежда знатных особ была очень дорогой, к одному, например платью, делали несколько сменных Р. В XVII в. Р. опять вернулся к своей нормальной форме. В XIX в. форма Р. имела также большое разнообразие. Одновременно были модными Р., имеющие широкий, почти шарообразный верх, а ниже локтя плотно облегающие руки, и Р. узкие в плечах, у запястья стянутые широкой лентой, спускающиеся вниз, образуя широкую, шарообразную форму, - перевернутая форма предыдущего Р. XX в. возвращается к естественным линиям и формам Р. Однако фасоны и конструкции их стали очень выразительны и разнообразны. |
РУКАВИЦЫ - предмет одежды, закрывающий всю кисть руки; род перчаток с одним пальцем (для большого пальца руки) или с двумя (для большого и указательного пальцев). Р. появилась значительно раньше перчаток - в эпоху феодализма. Когда их начали носить короли Германии, они приобрели символ власти; позже, в XIII-XV вв., перчатки стали необходимым атрибутом власти во Франции и Англии. В наши дни Р. вырабатывают, так же как и перчатки, из натуральных кож (перчаточного шеврета, одежной козлины, свиного хрома, велюра, спилка), искусственных кож и комбинированными, на подкладке из трикотажного полотна с начесом или хлопчатобумажной байки, из натурального и искусственного меха или без подкладки. По назначению Р. подразделяют на бытовые, спортивные, производственные. Бытовые Р. делят по принадлежности на мужские, женские, подростковые, детские. |
РУКОДЕЛИЕ - 1. Ручной труд, художественное творчество, включающее вышивание, шитье, вязание и т. д. 2. Так же называют вещь ручной работы. |
РУКОДЕЛЬНИЦА - женщина, занимающаяся рукоделием, искусная в этом деле. |
РУЛИК - отделочная деталь, выполненная из узкой, выкроенной по косой полоски ткани, стачанной и вывернутой на лицевую сторону так, что припуск на шов, оказавшийся внутри, заполняя полость рулика, придает ему плотность и упругость. Из Р. делают петли, пуговицы и отделку на воротниках, манжетах, карманах и прочее. |
РУНО - 1. Шерсть, снятая с овцы в виде цельного пласта. Пласт состоит из штапелей или косиц, прочно удерживающихся друг около друга в однородной шерсти переходящими шерстинками, а в неоднородной - свалявшимся пухом у основания штапелей. Р. снимают с тонкорунных, полутонкорунных и некоторых др. овец при весенней стрижке; осенняя и поярковая (с молодняка) шерсть Р. не образует, а распадается на отдельные куски. 2. Шерстный покров на овце до стрижки. |
РУССКАЯ ГЛАДЬ - вид вышивки, выполняется швом "вперед иголка" по прямой нити ткани. Иглу пропускают на 5-7 мм по лицевой стороне и на 1 мм ткани по изнанке. Весь узор шьется стежками, идущими в одном направлении, стежок в следующем ряду делают, вкалывая иглу около середины соседнего стежка. Вышивают так, чтобы ткань между стежками не была видна, для этого ряды стежков должны близко прилегать друг к другу. Р. Г. вышивают белыми нитками по кремовой и суровой ткани, лучше брать нитки слабой крутки. |
РУСТИКАЛЬНАЯ СТРУКТУРА - направление в оформлении трикотажных полотен и тканей, при котором применяются пряжа и переплетения с грубоватой, шероховатой поверхностью типа домотканых. Р. С. создаются благодаря использованию фасонных нитей с узелками и непрорядами, а также комбинированных заправок разноусадочных волокон, которые после влажно-тепловой обработки приобретают эффект шероховатой или мелкозернистой поверхности. |
РУСТИКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ - см. Кантри-лук. |
РУЧНОЕ ВЫШИВАНИЕ - способ вышивания, известный с глубокой древности, применялся у многих народов для украшения тканей, войлока, кожи и пр., Р. В. выполняли вышивальной иглой вначале без пялец, позже стали применять пяльцы. Вышивание шелком, шерстяными и льняными нитками, золотом и серебром, бисером и жемчугом отличалось изобретательностью, сложностью рисунков и всегда ценилось очень высоко. Позже Р. В. постепенно вытеснялось машинным, более быстрым способом. Р. В. выполняют по счету нитей ткани (счетная вышивка) и свободными швами. Счетную вышивку делают на тканях полотняного переплетения, на которых нетрудно считать нити. |
РУЧНОЕ ВЯЗАНИЕ - один из видов вязания, когда из непрерывных нитей путем формования их в петли образуются вязаные изделия. Выполняется спицами или крючком. Для Р. В. используют различные нитки и пряжу: шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные, шелковые, кроличий и козий пух, синельку и др. Как правило, предметы одежды (джемпер, пуловер, свитер, блузка, жилет и т. д.) вяжут из слабокрученых ниток, а отдельные самостоятельно используемые детали (воротники, манжеты, галстуки, сумочки и прочее) из сильнокрученых. Форма деталей вязанных изделий достигается прибавлением и убавлением петель в соответствии со сделанной для конкретного изделия выкройкой. Вязание спицами. Вязаное изделие имеет две стороны: лицевую и изнаночную; каждой стороне изделия соответствует один ряд петель - лицевой или изнаночный. В описании узоров (а их существует огромное количество), как правило, все нечетные ряды - лицевые, а все четные - изнаночные. Вязание спицами начинают с набора петель начального ряда. Существует несколько вариантов этого этапа работы, он зависит от узора вязания. Следующий этап - вывязывание первого ряда, состоящего из лицевых петель, затем переходят к выполнению второго ряда - изнаночных петель и т. д. При Р. В. спицами используют разнообразные виды вязок: платочную (из лицевых петель), чулочную (одностороннюю), двойную чулочную (двухстороннюю), резинку (ластик), скрещенную резинку, английскую резинку, "соты", вязку из ниток двух цветов, рисунок в клетку, рисунок "цветная коса", "жгут", комбинированные вязки и др. Вязание крючком, или тамбуром (последнее название устар.; использовалось в некоторых районах России). Изделия, связанные крючком, растягиваются меньше, чем связанные спицами. При вязании используют хлопчатобумажные, шелковые, льняные и шерстяные нитки. Вязание начинают с образования первой петли на конце нити, идущей от клубка, затем накидывают нить на крючок и протаскивают ее через эту петлю. Далее повторяют эти действия, т. е. последующие петли вяжут точно так же, отчего образуется цепочка из петель - основа для будущего узора. Петли, связанные цепочкой, называются воздушными. Узоры для вязания крючком разнообразны, красивы, оригинальны. Их создание основано на разных вариантах вывязывания и соединения полученных петель. Используют узоры при вязании блузок, джемперов, платьев и т. д. Крючком обвязывают, оформляя рельефной каймой, длинными петлями, кружевами, края вязаных и тканых изделий. Кроме того, крючком можно выполнить пуговицы, цветы, эмблемы и т. д. |
РЫСЬ - хищное животное с ценным пушистым мехом. Длина тела достигает 80-109 см, хвоста 20-24 см, на ушах длинные кисточки, имеются баки. Окраска различная: однотонная (рыжая, палевая) или пятнистая. Добывается охотой. Промысловое значение невелико. |
РЮШ (франц. ruche) - отделочная деталь в виде полоски материала с обработанными краями по двум или четырем сторонам с образованием сборок или мелких складочек посередине. Р. отделывают в основном платья и блузки. |
РЮШКА (РЮШ) (франц. ruche) - отделочная деталь в виде полоски материала с обработанными краями по двум или четырем сторонам с образованием сборок или мелких складочек посередине. Р. отделывают в основном платья и блузки. |
РЯДНИНА - толстый холст из пеньковой или грубой льняной пряжи, а также изделие из такого холста. |
РЯДНО - толстый холст из пеньковой или грубой льняной пряжи, а также изделие из такого холста. |
РЯЖЕНЫЕ - люди, одетые таким образом, чтобы не быть узнанными и изображать кого-л. ради шутки или для участия в старинном святочном обряде. |
РЯЖЕНЬЕ - переодевание в особый костюм с надеванием маски. Этот обычай восходит к эпохе первобытнообщинного строя. В основе Р. лежит представление, будто, уподобляясь животному почитаемой породы или образу религиозной фантазии, человек преображается в сверхъестественное существо. Р. включало приемы охотничей маскировки, входило в обряды колдовства, связано с шаманством и др. |
РЯЗАНСКОЕ КРУЖЕВО - см. Михайловское кружево. |
РЯСА (от греч. rason - истертая одежда) 1. Верхняя длинная, приталенная повседневная одежда с широкими рукавами у православных священников, которую они носят, когда не совершают богослужения; одежда монахов и монахинь. 2. То же, что ряска, низка, поднизь; старинное название нитки бус, ожерелья, подвески к кокошнику или кики у замужних женщин и к венцу у девушек. |