Более 50 человек стали участниками мастер-класса «Модные медиа и медиа о моде», который провел соучредитель Национальной академии индустрии моды Александр Хилькевич в рамках IХ Международного конкурса модельеров «Красное платье», который традиционно проходит в Перми. Местом проведения мастер-класса стала площадка пермского Музея современного искусства Марата Гельмана. На встречу со знаменитым аналитиком съехались издатели, редакторы, журналисты, блогеры, фотографы популярных изданий, телеканалов и интернет-сайтов о моде из Москвы, Петербурга, региональных центров России, а также из Германии, Израиля, Прибалтики. Александр Хилькевич проинформировал, что по размеру интернет-аудитории Россия занимает 1 место в Европе, а по времени, проводимому нашими пользователями в социальных сетях, 1 место в мире. В возрастной группе россиян до 45 лет интернет превосходит по среднесуточному охвату все остальные медиа, включая телевидение. Особый интерес участников мастер-класса вызвал анализ типичных ошибок и советы, как строить отношения с рекламодателями, как формировать контент, как добиться известности и заработать фэшн-блогеру, как правильно вести съемку street style. Александр Хилькевич отметил, что мастер-класс – лишь небольшая часть разработанного им специального курса подготовки фэшн-журналистов и блогеров, который в ближайшей перспективе будет открыт на базе одного из ведущих российских вузов.
Местом проведения дефиле стали залы пермского Музея современного искусства, где на суд зрителей 40 участников представили выполненные ими платья красного цвета в трех номинациях: «От кутюр», «Креатив», «Комфорт». Темой этого года стала архитектура, поэтому в показанных платьях воплотились в жизнь образы мегаполисов будущего, православных и готических соборов, арабских минаретов, китайских пагод и фантастических замков. В номинации «От кутюр» первое место жюри под председательством знаменитого аналитика моды, соучредителя Национальной академии индустрии моды, попечителя благотворительного фонда «Красное платье» Александра Хилькевича присудило Анастасии Ивановой за платье «Краса ненаглядная». В номинации «Креатив» победил Сергей Баяндин с работой «Эльфийский дворец». Специальными призами жюри были отмечены Екатерина Логиненко (платье «Эко-архитектура») за актуальность темы, Ксения Гринберг («Георгиния») за экспрессивное выражение идеи, Розалия Панкина («Чесменская виктория») за соответствие архитектурному образу и Марина Лекомцева («Амфибия») за эксперимент с формой и материалом. Обладательницей гран-при фестиваля (фэшн-стажировка в Европе) стала Юлия Русинова (Омская школа дизайна) с платьем «Красавица». «Подготовку к конкурсу мы ведем в течение всего года, ориентируем участников показывать не бутафорию, а современные дизайнерские решения, демонстрировать мастерство кроя, шитья и декора. Такой подход себя оправдал: общий уровень работ существенно вырос. Несмотря на нестандартность и сложность темы все участники выступили достойно, и конкуренция была очень сильной, – подводит итоги Александр Хилькевич. – Работа Юлии Русиновой, обладательницы гран-при, великолепна с точки зрения всех параметров, по которым ведется судейство. По ее поводу у жюри не было споров и разночтений, решение было однозначным. Знакомый всем нам с детства образ с кокошником Юля представила совершенно нетрадиционно, безукоризненно технично и очень архитектурно! Источником вдохновения стали тисненые изразцы с рельефом клевера-четырехлистника. Декоративная сборка буфами – актуальное сегодня объемное 3D-представление ткани – было усилено эффектом мультиплицирования данной техники на всю поверхность изделия. Это очень перспективный прием, отражающий стремление моды объединить выразительность и минимализм, рукотворность и индустриальность». Конкурсантам с самыми интересными работами сразу после показа поступили заманчивые предложения. «Ко мне уже подошли, кажется, человек пять, чтобы познакомиться для дальнейшего сотрудничества и с предложением магистратуры, я считаю, это и есть успех», – говорит участница «Красного платья» Яна Кузнецова. «В целом проект «Красное платье» имеет большое профессиональное значение для нашей индустрии, формирует творческую среду в стране и задает верные социальные ориентиры. В этом году параллельно с дизайнерским конкурсом мы организовали большую образовательную программу «Мода как феномен культуры», которая затронула взаимосвязь моды и общественных явлений, искусства и коммерции, национальную и гендерную специфику, влияние интернет-технологий на мир фэшн-индустрии», – отмечает Александр Хилькевич. Одной из задач проекта стало стремление изменить отношение общества к инвалидам. Поэтому в номинации «Комфорт» одежду демонстрировали особые модели – люди с ограниченными двигательными возможностями. Девушки в инвалидных колясках держались великолепно. Сначала публика была немного шокирована, но буквально в следующую минуту зал просто взорвался от шквала аплодисментов. «Сегодня эта тема актуальна как никогда, – считает пермский дизайнер Марина Живицына. – В таком формате мы еще не работали. Тут есть свои сложности – по крою, при выборе ткани и примерке. Но двигаться в этом направлении нужно. Пока, к сожалению, мы говорим только о ручной, индивидуальной работе. Но это только первый шаг, и в дальнейшем можно будет разработать модели для серийного производства». «Мы никак не можем преодолеть социальную брезгливость и понять, что нужно считаться с потребностями всех людей, – отмечает инициатор проекта, член Национальной академии индустрии моды, представитель немецкой академии моды и дизайна Muller&Sohn в СНГ, учредитель благотворительного фонда «Красное платье» и школы моды «МИФ» Ирина Филичкина. – В российских городах мало пандусов и лифтов для колясок, транспорт плохо оборудован, инвалидам сложно учиться и работать. Из-за проблем с передвижением люди вынуждены сидеть дома, мы их не видим и нам кажется, что проблемы нет, хотя мировая статистика говорит, что уже 10% населения имеют инвалидный статус. И таких людей, с учетом роста числа автолюбителей и популярности экстремальных видов спорта, будет все больше, прежде всего среди молодежи. Есть среди инвалидов те, кто гордо стоят на своих протезах, считая их ногами, занимаются бальными танцами, сидя в колясках, снимаются в фотосессиях, продолжают носить шпильки и решительно возражают попыткам сочувствия, говоря: «У Памелы Андерсон больше искусственных частей, чем у нас, ее пожалейте!» Я думаю, модное сообщество должно поддержать этот настрой, от нашего отношения к этой проблеме многое зависит». Международный фестиваль «Красное платье» вернется в Пермь в следующем году. Председатель жюри Александр Хилькевич уже объявил его тему – «Красное платье. Царица», конкурс будет посвящен 400-летию дома Романовых. Авторы фото: SenatPerm, AlexUtkin (фото №25), Мария Орлова (фото №29)
Девятый международный конкурс модельеров «Красное платье» традиционно пройдет в Перми с 26 по 28 апреля 2012 года. В этом году общая стилистическая тема конкурса определена как «Мода и архитектура». Местом проведения дефиле станут залы пермского Музея современного искусства, где на суд зрителей каждый участник должен представить выполненное им платье красного цвета в одной из трех номинаций: «От кутюр», «Креатив», «Комфорт». Победителей конкурса определит жюри во главе со знаменитым аналитиком моды, академиком Национальной академии индустрии моды, попечителем благотворительного фонда «Красное платье» Александром Хилькевичем. Самые талантливые участники получат ценные призы и возможность продемонстрировать свои модели на спецпоказах в России и за рубежом, обладателя Гран-при ждет недельная фэшн-стажировка в Германию. В рамках конкурса для всех, кому интересна тема современной моды, запланирована большая обучающая и дискуссионная программа «Мода как феномен культуры». Авторитетные эксперты, искусствоведы, историки моды, бизнесмены, представители власти, продюсеры фэшн- и арт-рынка из России и Европы проведут мастер-классы и выскажут свое мнение о влиянии моды на общество, значении новых интернет-медиа, роли государства в развитии творческой среды.
В этом году на фестиваль приехали студенты и выпускники учебных заведений, готовящих дизайнеров одежды, а также самостоятельные авторы, молодые дизайнеры, модельеры, стилисты и парикмахеры из 12 городов России, включая Москву, Иваново, Казань, Сочи. Всего на суд жюри и зрителей было представлено более 40 красных платьев. В жюри конкурса – известные дизайнеры, искусствоведы, деятели культуры, представители печатных изданий индустрии моды. Среди зарубежных судей – директор лучшего конструкторского бюро Германии Бригитта Боргман и фэшн-консультант Тиника Бурма из Нидерландов. Председатель жюри конкурса – знаменитый аналитик и международный эксперт моды Александр Хилькевич. По мнению председателя жюри Александра Хилькевича, «разительное отличие этого фестиваля от предыдущих – повышение качества моделей». «Я замечу, что из года в год растет качество портновского мастерства, что дает больше возможности для реализации идей дизайнеров. Однако, несмотря на интересную и многоплановую тему «Ladies in red», хотелось бы видеть как можно больше разнообразия в представляемых образах. Большой плюс фестиваля, что участие в нем доступно каждому. Даже если у тебя нет большой коллекции, ты создаешь одно красное платье, и, если делаешь это мастерски, то твой талант обязательно оценят». Александр Хилькевич, посетивший Пермь во второй раз, перед гала-показом «Красного платья» ответил на вопросы «Пермской Афиши» о русской моде и ее пермском воплощении. Приводим отрывки из интервью. Фото: Алексей Слай АЛЕКСАНДР ХИЛЬКЕВИЧ: КРАШЕНАЯ МАРЛЯ НИКОМУ НЕ НУЖНА... - Александр, каковы ваши впечатления от пермского «Красного платья — 2011»? - Я не был в Перми несколько лет, и могу отметить, что за эти году разительно повысилось качество исполнения моделей. Это важно. Как известно, идея может быть самой фантазийной, но если платье плохо сконструировано и сшито, модель недостаточно хорошо отутюжена и плохо сидит, эффект будет уже не тот. На этом конкурсе мы видим, как из года в год растет качество портновского мастерства, что особенно важно в моделях от кутюр, которые связаны с пошивом на конкретного клиента. Ведь в этом случае человек платит не только за модель, но и за то, чтобы «не опозориться» - чтобы рукава и пуговицы были крепко пришиты и в ответственный момент не произошел какой-либо конфуз. От таких моментов хотелось бы максимально дистанцироваться. Большой плюс этого конкурса заключается в том, что он позволяет региональным дизайнерам совершенствовать свое мастерство, дизайнеры выслушивают определенную дозу критики, и это поднимает их уровень. - Какие замечания были высказаны вами дизайнерам? - Мы говорили модельерам о том, что «Красное платье» - конкурс, который имеет отношение, прежде всего, к моде. Это не фестиваль двойников или театрального, сценического костюма. Это конкурс одежды — модной и современной. Молодые дизайнеры должны помнить о том, что в основе любой модели, предлагаемой на конкурс, должна лежать современная мода, актуальные модные конструкции. Они, естественно, меняются. И предлагать на конкурс то, что давно уже не модно, или никогда не было модно, - большая ошибка. Второй момент, который обязательно должны учитывать дизайнеры, это понимание того, что нельзя конструкцию модели, общую эстетику модели приносить в жертву идее и какой-то ложной декоративности. Вы захотели сделать декор, вы его сделали. Но сама модель от этого умерла. Такое недопустимо. И еще одно пожелание к дизайнерам — хотелось бы увидеть более профессиональный подход к выбору тканей. Выбор ткани — это первое, с чего начинается работа дизайнера над моделью. Я являюсь председателем практически всех крупных конкурсов, которые проходят у нас в стране, и могу сказать, что эта проблема характерна для многих региональных конкурсов. Ошибка, допускаемая еще на уровне преподавания, заключается в том, что идея модели рождается сначала на бумаге и в эскизах, а уже потом, на какой-то предпоследней стадии студенты или начинающие модельеры начинают лихорадочно подбирать ткань и пытаются интерпретировать свою идею... Между тем, все именитые российские и мировые дизайнеры начинают свою работу с ткани! Они трогают ткань, ласкают ее, разговаривают с ней. И только только тогда появляется идея. По другому не бывает... Для удачного показа нужны две основные вещи, которые дают дизайнеру потенциал: работа с тканью и подбор музыкального сопровождения для подиумной презентации. - Возможно, у местных дизайнеров просто нет денег на хорошие ткани, или они не могут их достать? - Глупости все это. Сейчас в стране все есть. Вы можете купить любую ткань и совсем не обязательно, что она будет стоит какие-то запредельные деньги. Это просто лень. Если у человека к этому талант, он должен «гореть» желанием найти интересную ткань. Советовать дизайнеру, как ее искать — все равно, что повару заявить, что для того, чтобы сделать омлет, ему понадобятся яйца. И это не оправдание, когда молодые дизайнеры говорят: мы начинающие, у нас нет денег. Дайте нам денег, мы купим хорошую ткань. Это все ерунда. У них в руках та профессия, которая кормит. Дизайнер должен шить вещи, которые пользуются спросом, получать деньги, и на них закупать ткань для того, чтобы шить коллекции и повышать свой уровень. Когда человек хочет быть финансистом, он не ходит и не говорит «будьте моим спонсором, я хочу открыть на ваши деньги банк». Почему же мы говорим так о дизайнерах? Многие воспринимают дизайн только красивую глянцевую картинку. Мода — это подиум, это софиты, это свет, который на вас падает, блестки и т.д. Но многие забывают, что мода это труд, это бизнес. А что такое бизнес? Это необходимость создавать такие вещи, которые пользуются спросом и получать деньги для своего развития. По-другому не бывает. - Какие модели вам понравились на этом конкурсе? - Могу сказать по каждой номинации несколько имен. Во время судейства не было больших расхождений, мы совпали по мнению и с зарубежными коллегами. В номинации «от кутюр» я бы выделил первую коллекцию авторов Риты Шингареевой и Екатерины Петровой - «Индира Ганди». В номинации «Образ» понравилась так же работа Риты Шингареевой - коллекция «Сердце Фриды». В номинации «Креатив» я бы отметил коллекцию № 2 (Наталья Катаева, Елена Алексеева, коллекция «Маргарет Штайн»). Можно отметить так же Анастасию Орлову (коллекция "Жанна Д-Арк"), Вячеслава Гладкова (коллекция «Царица Египта»), экспериментальную коллекцию Ильи Епишина «Королева галактики Валентина Терешкова), «Леди Гага» Натальи Останиной, колекцию «София» (дизайнер Любовь Мазуркевич). - Если бы вы делали коллекцию на этот конкурс, какой образ выбрали бы вы? - Первое, что приходит в голову - Майя Плисецкая. -Как вы оцениваете уровень пермского конкурса на фоне других российских фестивалей? -Я бы не стал ранжировать конкурсы. Все мы пока находимся в начале большого пути. Российская мода только сейчас, по большому счету, начинает задумываться о своем профессионализме и о том, как она будет развиваться дальше. Раньше были «игрушки» и освоение спонсорских денег, мода как бизнес складывается только сейчас. Что касается будущего российской моды, у нее есть очень большой потенциал, при условии, что студенты будут уделять этой своей специальности в десять раз больше усилий, чем сейчас. Любая перспективная разработка требует усилий. Для многих сейчас мода по-прежнему игра, и в то же время, есть очень сильные ребята, есть очень сильные преподаватели, студенты которых вырастают до уровня, который позволяет устраивать их в престижные Дома моды, например, парижские. Такие прецеденты и перспестивы есть. Надо просто много работать. О пермской моде скажу деликатно: нет предела совершенству. Есть основа, опыт работы с конструкцией. Теперь эту основу нужно интерпретировать в хороших тканях. Бедность нынче не в моде. Кризис - не кризис, а одежда должна быть красивой... Крашеная марля сегодня никому не нужна. - Есть ли в стране учебные заведения высокого уровня, выпускающие модную «элиту», открывающие таланты? - Я могу сегодня говорить о двух современных сложившихся структурах, которые могут отбирать и готовить эти таланты. Первая - лаборатория моды Вячеслава Зайцева, вторая — Ивановская текстильная академия, кафедра текстильного дизайна Натальи Мезоновой. - Сегодня мода имеет какое-то особенное значение, чем важны подобные конкурсы? - Для той территории, которая сегодня организует подобные конкурсы, мода не только часть культуры. Во всем мире мода - это политика. Через модные мероприятия, через их грамотное позиционирование удается привлекать внимание к региону. От того, насколько часто упоминается территория через призму Фэшн-мероприятий, которые часто перерастают в крупные культурные и светские события, на которые съезжаются знаменитости, зависит привлечение дополнительных инвестиций, за которые идет постоянная борьба. Поэтому очень важно, чтобы вы у себя поддерживали конкурс «Красное платье», важно, чтобы конкурс нашел и поддержку властей, которая поможет конкурировать ему с другими российскими фестивалями.
В рамках фестиваля "Бархатные сезоны в Сочи" прошел показ коллекции "Barbie style" от фестиваля-конкурса "Красное платье", г. Пермь. Международный фестиваль-конкурс модельеров "Красное платье" в Преми - вспышка цвета, радости и добрая порция гемоглобина в жизни города. Тут можно вспомнить и про "свежую кровь", в которой всегда нуждается дизайн. Фестиваль "Красное платье" в Перми возник одновременно и параллельно с такими проектами, как Красное платье в Нью-Йорке и "Красный" фестиваль Валентино. Здесь дизайнерам предоставляется полная свобода творческого самовыражения, при небольших затратах: достаточно создать всего одно платье, но обязательно Красное! Победителю предоставляется уникальная возможность - недельная стажировка в Германии. Каждый фестиваль-конкурс "Красное платье" - это всегда дизайнерское высказывание на заданную тему: "По странам и континентам" (2006), "Высокое искусство" (2007), "Дягилевские сезоны" (2009). В 2010 году фестиваль отмечал 50-летие Барби. Не просто гламурную куклу, а самую популярную поп-звезду "наряжали" в Перми. Именно коллекция "Barbie style" (но в красном цвете!) предоставляется вашему вниманию!