Публикация
Полное оглавление Ссылки на картинки
Глава 1
1.1. Элементы техники вязания крючком 1.2. Некоторые общие правила вязания крючком 1.3. Поперечное кружево 1.4. Продольное кружево 1.5. Гипюрное кружево 1.6. Вязание на вилке 1.7. Вязание с планочкой
Оглавление
Узоры из воздуха. Вступительное слово о кружевах 1. Кружева крючком 2. Кружева иголкой 3. Филейные работы 4. Кружева на коклюшках 5. Фриволите

Книга: "Старинные секреты плетения кружев" (глава 1.5)


1.5. ГИПЮРНОЕ КРУЖЕВО

"Гипюрным" называется кружево, состоящее из отдельно связанных фрагментов: розеток, кружков, квадратов. Элементы могут быть и более сложной формы, например, "бабочки". В одном узоре можно сочетать как одинаковые, так и различные мотивы, создавая с их помощью композиции. Соединять мотивы тоже можно по-разному, что позволяет достичь большого разнообразия узоров. Из всех трех способов вязания кружев крючком этот является наиболее перспективным и многовариантным.

Фрагменты обычно имеют форму кружка или квадрата. Как правило, их начинают вязать кругами от центра к периферии. Вязание гипюрных фрагментов начинают обычно с цепочки воздушных петель, концы которой соединяют полустолбиком. Для перехода от одного ряда к другому провязывают воздушные петли подъема, которые являются первым столбиком следующего круга. Вместо петель подъема в схеме может быть указан столбик соответствующей высоты. Полустолбики, завершающие очередной круг, могут не указываться в схеме для ее упрощения. Иногда круговые мотивы вяжут по спирали. В этом случае петли подъема и полустолбики перехода не нужны.

Если предыдущий ряд заканчивается столбиком, а следующий ряд нужно начать с середины цепочки, чтобы не обрывать нить, провязывают переход полустолбиками. Получается несколько утолщенная цепочка, однако это не портит узора в целом.

"Ромашка" 1

Рассмотрим простейший элемент гипюрной вязки - "ромашку". Такие "ромашки", как на рисунке 1.17, можно связать как из пушистой пряжи, так и из гаруса или хлопчатобумажной пряжи для вязания. Это не слишком тонкая работа. Из таких мотивов можно составить накидку или вставку, причем вставка может быть помещена как вместо детали из ткани, так и поверх нее.

Рисунок 1.17. "Ромашка" 1

Основа. Вяжут цепочку из 6-8 петель, в зависимости от толщины ниток, и смыкают кольцо.

Первый ряд. Цепочку обвязывают 15-18 столбиками без накида (рисунок 1.17а).

Второй ряд. Петлю последнего столбика первого ряда вытягивают длиной 15-18 мм и, придерживая ее указательным пальцем правой руки, вводят крючок под ближайшую полупетлю следующего столбика (рисунок 1.17б). Протаскивают через нее сперва маленькую петлю из рабочей нитки, а затем - большую, такой же длины, как первая (рисунок 1.17б). Снова вводят крючок под ближнюю полупетлю следующего столбика и провязывают две петли - маленькую и большую. Через каждые три петли крючок нужно вынимать из петель и, надев на него последнюю петлю, продолжать вязание. Чтобы цветок получился более пышным, можно из одного столбика вывязывать по 2-3 длинные петли.

Третий ряд. Третий ряд - обрамление мотива. Если делать круглый мотив (рисунок 1.18), то длинные петли обвязывают столбиками без накида, вводя крючок в каждую петлю. Чтобы мотив не стягивался, петли между столбиками нужно делать посвободнее.

Рисунок 1.18. "Ромашка" в круглой рамке

С помощью обрамления мотиву можно придать форму шестиугольника (рисунок 1.19). Для этого должно быть 24 длинные петли. Обвязывая длинные петли столбиками без накида с одной воздушной петлей между ними, через каждые 4 петли вывязывают цепочку из 4 воздушных петель. Такие мотивы очень легко соединять между собой без всяких дополнительных элементов.

Рисунок 1.19. "Ромашка" в шестиугольной рамке

Предварительно связав один мотив, начинают обвязывать второй. Провязав две воздушные петли, крючок вынимают и вводят под цепочку первого мотива, поддевают только что снятую петлю второго мотива, вяжут еще две петли цепочки и продолжают обвязывать второй мотив. Вторую цепочку аналогично соединяют с первым мотивом и заканчивают обвязывать второй мотив. Используя мотивы различных цветов, можно создавать узоры с помощью цвета.

"Ромашка" 2

Схема мотива дана на рисунке 1.20.

Рисунок 1.20. "Ромашка" 2

Основа. 12 воздушных петель соединяют в круг полустолбиком.

Первый ряд. 10 тройных сокращенных столбиков.

Второй ряд. Между столбиками 2 воздушные петли, пико и еще 2 воздушные петли.

Мотив "ромашка" для шали

Форма "ромашки" очень удобна для гипюрного вязания, их существует множество вариантов. "Ромашка" на рисунке 1.21 немного сложнее. Мотив вяжется от центра по кругу. Оригинальный способ вязки в два ряда.

Рисунок 1.21. "Ромашка" для шали

Основа. Семь воздушных петель соединяют в круг.

Первый ряд. Две воздушные петли, 23 столбика с накидом, 1 соединительный столбик.

Второй ряд. Пять воздушных петель, столбик с накидом на втором столбике первого ряда, три воздушные петли, 1 столбик с накидом и т.д. до конца ряда.

Третий ряд. Вяжут цепочку из двенадцати воздушных петель, на которой короткими рядами вывязывают лепесток.

Лепесток первого ряда вяжут в обратном направлении: 2 столбика без накида, 2 полустолбика, 3 столбика с накидом, 5 столбиков с двумя накидами, 1 столбик без накида на следующем столбике первого ряда.

Далее вяжут вторую цепочку из 12 воздушных петель и на ней второй лепесток. Связав 12 лепестков, отгибают их к середине и вяжут второй ряд из 12 лепестков.

Лепестки второго ряда располагают в шахматном порядке относительно лепестков первого ряда. Основой для них также будет цепочка из 12 воздушных петель. Далее, как и в первом случае, вяжут в обратном направлении: 2 столбика без накида, 2 полустолбика, 3 столбика с накидом, 5 столбиков с двумя накидами, 1 столбик без накида в середине круга воздушных петель. Связав 12 лепестков второго ряда, нить обрывают и обвязывают наружный край мотива.

Первый круг. В конце каждого лепестка вяжут 1 столбик без накида и 4 воздушные петли между столбиками. Когда первый круг обвязан, тремя соединительными столбиками доходят до середины цепочки из воздушных петель и вяжут второй круг обвязки.

Второй круг. Столбик без накида, 5 воздушных петель, снова столбик без накида.

Через каждые 6 столбиков без накида над воздушной цепочкой вяжут угловой мотив.

Угловой мотив. 4 столбика с накидом, 3 воздушные петли, 4 столбика с накидом.

Третий круг обвязки вяжут так же, как второй. Второй ряд углового мотива вяжут так же, как первый, добавляя по краям по 5 воздушных петель.

Сборка мотивов. Когда вяжут последний ряд второго мотива, его в девяти местах соединяют с первым мотивом с помощью воздушных петель. На рисунке 1.21 эти места отмечены крестиками по левому краю.

"Звездочка"

Схема на рисунке 1.22.

Рисунок 1.22. "Звездочка"

Основа. Цепочку из 8 воздушных петель соединяют в круг полустолбиком.

Первый круг. 12 столбиков без накида.

Второй круг. *1 столбик без накида, 5 воздушных петель, 1 столбик первого круга пропускают*.

Третий круг. *В арку из 5 воздушных петель провязывают 2 столбика без накида, 2 столбика с накидом, 2 столбика с двумя накидами, 2 столбика с накидом, 2 столбика без накида*.

Квадратный мотив 1

Чаще всего гипюрные мотивы вяжутся от центра по кругу. С квадратными мотивами это происходит не всегда. Мотив, схема которого дана на рисунке 1.23, вяжут в два приема.

Рисунок 1.23. Квадратный мотив 1

Первый прием. Сначала вяжут центральную часть квадрата короткими рядами вперед и назад. Вяжут по схеме шесть рядов столбиков с накидами и воздушными петлями.

Второй прием. Связанный квадрат по периметру обвязывают столбиками без накида, а затем - столбиками с накидом, прибавляя в углах. После этого вяжут ряд столбиками без накида и воздушными петлями, придавая квадрату форму цветка. Последний ряд состоит из групп по 6 столбиков с накидом и 15 столбиков без накида. Вывязывая последний ряд, можно соединять мотивы, как в случае с шестиугольными мотивами. Такими мотивами можно связать целое изделие или вставку для него.

Квадратный мотив 2

В мотиве на рисунке 1.24 тоже сначала вывязывают четырехугольник в центре: пять рядов столбиками с накидом и воздушными петлями. От середин сторон квадрата вывязывают полукружки, затем новый контур, обходя фестончатой обвязкой с пико.

Рисунок 1.24. Квадратный мотив 2

Квадратный мотив для шали

На рисунке 1.25 дана схема ажурного квадрата, который в изделии смотрится очень тонко и нежно. Мотивы вяжут от центра строго по схеме. Каждый новый квадрат привязывают к предыдущим. Узор хоть и не кажется простым, но никаких подвохов не содержит. Готовую шаль обвязывают по краю и привязывают бахрому.

Рисунок 1.25. Квадратный мотив для шали

К сожалению, все вышеприведенные мотивы - еще не совсем кружево, а всего лишь ажур. Истинный кружевной узор предполагает композицию. Приближением к этому можно считать очаровательную салфетку на рисунке 1.26.

Рисунок 1.26. Салфетка "бабочки" (фрагмент)

Предыдущая страницаСледующая страница
Главная