1. Сода.
2. 20 г железного купороса, 10 г нашатыря, 10 г соли поваренной на 1 л воды при 37°C.
3. Кампеш, куркума, медь, железный настой.
5.1.15 Кролик в черный и коричневый цвет
50 г извести, 50 г поташа, 50 г уксуснокислого свинца, 30 г железного купороса на 1 л воды.
Красители: чернильный орешек, кампеш, медянка, железный купорос, алюминиевые квасцы, нашатырь.
1. 100 г извести, 30 г алюминиевых квасцов, на 1 л воды, на 6 часов, затем сушить.
2. 100 г железного купороса, 15 г алюминиевых квасцов, 15 г нашатыря, 10 г медянки на 1 л воды, на 12 часов.
3. 20 г соды кристаллической на 1 л воды, на 2 часа при 30°C.
4. 30 г железного купороса, 10 г меди, 5 г нашатыря на 1 л воды при 37°C, промыть и отжать.
5. Чернильные орешки, кампеш, железный настой.
Приведенной рецептуры достаточно, чтобы составить себе представление о протравах, употребляемых при крашении древесными красителями.
Как видно, основными компонентами протрав являются железный и медный купорос, которые в соединении с кампешем и чернильными орешком дают наиболее глубокие тона. Нашатырь употребляется для предохранения мездры, винный камень облегчает и регулирует перевод протравы на волос.
Для иллюстрации разнообразных оттенков, которые отдельные красители дают на протравах, приводим следующие:
Кампеш дает следующие тона на протравах: на алюминиевых квасцах - фиолетовый, на железном купоросе - сине-серый до черного, на медном купоросе - синий до черного, на хромовой протраве - синий до черного, на оловянной протраве - пурпурово-красный.
Красное дерево дает: на алюминиевой протраве - розово-красный, на железном купоросе - серо-фиолетовый до красного, на медном купоросе - оливковый до коричневого, на хромпике - фиолетовый до красного бордо.
Желтое дерево дает: на алюминиевой протраве - желтый, на железном купоросе - темно-оливковый, на медном купоросе - оливковый на хромпике - оливково-коричневый до коричнево-желтого.
Чернильный орешек дает: на алюминиевых квасцах - почти бесцветный, на железном купоросе - сине-фиолетовый, на медном купоросе - серо-коричневый.
Протрава обычно применяется до крашения или наносится во время крашения в виде готовых лаков. Иногда для получения тех или иных тонов пользуются протравой после крашения, благодаря чему краска лучше фиксируется.
Так, например, шкурка, окрашенная кампешем и проведенная дополнительно в алюминиевых квасцах, получает более светлые и фиолетовые оттенки волоса и мездры, что очень ценится при крашении каракуля и мерлушки, где требуется голубая мездра.