2 марта великий модный гуру Вячеслав Зайцев отметил юбилей. 40 лет творческой деятельности. Зайцев - первый русский кутюрье, признанный во всем мире и единственный из соотечественников, кто победил в конкурсе "Пять лучших модельеров Мира".
Творческий юбилей мастера отмечался в московском театре "Новая Опера". Туда собрался весь столичный бомонд. От группы "На-На" в полном составе, до звезд театра Михаила Ульянова и Николая Караченцева. Естественно, говорили только о юбиляре.
Зураб Церетели - Зайцев величайший художник во всем, что он делает. Его картины, его графика со временем принесут ему больше славы, чем костюмы. Но даже и без живописи, он достоин быть действительным членом Академии Художеств. За его удивительное чувство прекрасного.
Святослав Бэлза - Это юбилей служения красоте. Сейчас вся наша мода гонится за двумя Зайцевыми. За Славой и его сыном Егором. И было очень трогательно, что в юбилейном показе коллекций отца принимал участие и его сын.
Анатолий В. Климин - Зайцев это даже не явление в Российской моде. Зайцев - это все, что у нас есть. Мне даже странно представить, как страна-то жила сорок лет назад, когда у нас еще не было Зайцева.
Детство. Отрочество. Юность.
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Государственной премии РФ, профессор Вячеслав Михайлович Зайцев родился 2 марта 1938 года в городе Иванове в семье рабочих - Марии Ивановны и Михаила Яковлевича Зайцевых.
Детство будущего кутюрье прошло в родном Иванове. Там же в 1952 году он начал постигать азы художественного мастерства в Ивановском химико-технологическом техникуме. Первая специальность - художник текстильного рисунка. С тем и отправился покорять Москву. И сразу поступил в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства (отделение моделирования одежды).
Нам удалось раздобыть некоторые документы студенческих времен Вячеслава Зайцева.
Студент Слава Зайцев тут же обратил на себя внимание. Преподаватели отмечали редкое, для молодого художника, сочетание усидчивости и одаренности.
Уже в институте он выступал одновременно в роли модельера и демонстратора одежды. Слава показывал и носил очень нестандартные вещицы, что по тем временам было весьма рискованно. Его наряды частенько шокировали преподавателей и сокурсников. Но чуть позже аналогичные модели входили в моду. Историк моды искусствовед Мария Николаевна Мерцалова в книге "Поэзия народного костюма" описала случай появления студента Славы Зайцева в пальто "по мотивам Гольбейна". Фасон "нарисовался" во время изучения портретов знаменитого художника.
В конце пятидесятых не только студенты, но и дипломированные художники, имели весьма скудное представление о мировой моде. Информация на эту тема была страшным дефицитом. Зайцев настойчиво штудировал все забугорные журналы, которые можно было отыскать. Он познакомился с творчеством великих мастеров моды, восхищаясь красотой и высоким вкусом их моделей. Его захватило творчество Поля Пуаре, Габриэль Шанель и Кристиана Диора - выдающихся скульпторов ткани, сумевших выразить свою эпоху в образцах непревзойденного совершенства.
- В студенческие годы, - говорит Вячеслав Зайцев, - я выбрал их себе в учителя. Но никогда не копировал, а только сверял сделанное с той гармонией, которую заключали в себе оставленные ими шедевры.
В 1962 году В. М. Зайцев с отличием окончил Московский текстильный институт. Получил распределение на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в Бабушкине и начал трудиться в должности художественного руководителя.
"Он диктует моду Москве"
И тут же произошел первый скандал, связанный с именем Зайцева. Он создал коллекцию спецодежды для работниц сельского хозяйства. Очень смелая, с элементами народного творчества в крое и цветовой гамме. Эти модели напрочь крушили тогдашние стереотипы. Образ румяной доярки в изящной, красивой и чистой спецовке как-то не вписывался в "декорации" российского коровника. Естественно после бурного обсуждения, коллекция была отвергнута методическим советом.
Но мир все же увидел эту коллекцию. Журнал "Пари Матч" опубликовал статью "Он диктует моду Москве", с фотографиями моделей Зайцева.
Благодаря этой статье, через три года, автора коллекции (так и не увидевшей свет) разыскали Марк Боан из дома "Диор" и Пьер Карден. К этому времени Вячеслав Зайцев уже настолько убедительно проявил свой талант в создании модной женской одежды для торговой сети, что ему предложили должность художественного руководителя экспериментально-технического цеха Общесоюзного Дома Моделей одежды на Кузнецком мосту.
Творчество молодого коллеги из СССР произвело на парижских кутюрье впечатление. Если использовать официальную лексику советских времен, то можно сказать, что встреча Вячеслава Михайловича Зайцева с мэтрами прошла в теплой дружественной обстановке. Боан, Карден и Ги Лярош признали Зайцева достойным собратом по профессии. О чем свидетельствовала статья "Короли моды" в газете "Вумен Веар Дейли" ("Женская повседневная одежда"). Однако "равным среди равных" г-н Зайцев стал только через четверть века. Когда ему уже стукнуло 50. До 1986 года он был лишен возможности выезда в капиталистические страны.
На Кузнецом мосту В.М.Зайцев проработал тринадцать лет. Его знаменитая "Русская серия" с успехом демонстрировалась в США, Канаде, Японии. Франции, Югославии, Италии и других странах. Но эти показы, увы, проходили без участия автора.
"Красный Диор"
1967г. Всемирный фестиваль моды в Москве. Вячеслав Зайцев получил "Гран-при" за платье "Россия". Буржуйская пресса присвоила Зайцеву титул "Красный Диор".
1969г. Музей современного искусства в Нью-Йорке. Коллекция моделей женской одежды В.М.Зайцева. Вещи были сшиты из тканей американской фирмы "Селаниз". По обыкновению, выставка проходила без участи автора. Американская сторона предложила советской открыть модные магазины Зайцева в разных странах. Предложение было отвергнуто.
1974г. Чехословацкий журнал "Кветы". "Обзор моды за 100 лет". В галерее портретов выдающихся художников мировой моды (Фредерик Ворт, Поль Пуаре, Габриэль Шанель, Кристиан Диор) рядом с именем Диора называет имя Вячеслава Зайцева.
1976г. Персональные выставки В.М.Зайцева в Яблонце, Брно и Карловых Варах, благодаря содействию чехословацкой фирме "Яблонэкс".
1978г. Зайцев участвует в создании "Дома Моды на проспекте Мира", затем становится художественным руководителем (1982 г.) А в 1988 году на общем собрании коллектива единогласно избран директором. Теперь это "Дом Моды Славы Зайцева" - первый в стране Дом Моды европейского типа.
1988г. Вячеслав Зайцев впервые посетил столицу мировой моды, по приглашению старейшины французских модельеров мадам Карвен. Его коллекция демонстрировалась в Театре Мариньи. "Русские сезоны в Париже" имели огромный успех. Вячеслав Михайлович получил право на показ своих коллекций в сезонах от Кутюр. А значит, стал "равным среди равных". Тогда же, по инициативе мэра Парижа Жака Ширака, В.М.Зайцеву вручили медаль и диплом Почетного гражданина города.
1989г. Мезон де Кутюр провозгласил В.М.Зайцева Человеком Года в Моде. В этом же году Зайцев одержал победу в саммите "Пять лучших модельеров мира" в Токио. Среди соперников были известные модельеры из Франции, Италии, США и Японии. Но наш, российский, кутюрье оказался лучше!
|