Обзор новостей
Журнал "Богема" Мода 24/7 Модная Россия 100idey.ru AllTime.ru B2BLogger.com Be-In.ru Cosmo.ru Dress-Code.com.ua Fashion-Astrology.com Fashion-Kaleidoscope.ru FashionAndLife.ru FashionNetwork.com FashionPeople.ru FashionPlace.ru FashionTime.ru FashionUnited.ru FashionWeek.ru Glianec.com.ua Imedia.ru InterLinks.ru Intermoda.ru Kleo.ru Krasota.ru MBFashionWeek.ru Malena-tula.ru MensFashion.ru ModaNews.ru Modnaya.org ModnayaModa.ru Modnoe.ru MoyDoms.ru Paris-Club.ru ProFashion.ru Pronline.ru RiaModa.ru ShoppingFashion.ru Style.rbc.ru StyleWay.ru Textilexpo.ru TrendyMen.ru Vogue.ru ZhenskiyRay.ru bracatuS.com
Модная Россия

Вячеслав Зайцев: 'Женщина носит свое благополучие, как улитка, на себе'

01.10.2000Источник: Мужская газета

Вячеслав Зайцев: Женщина носит свое благополучие, как улитка, на себе О нем заговорили в московской творческой среде еще до получения им институтского диплома. Его, двадцатисемилетнего, крупнейшие лидеры мировой моды - Пьер Карден и Марк Боан (Кристиан Диор) назвали "равным среди равных" и приобщили к элитному кругу избранных кутюрье.

С пожелтевшей фотографией, запечатлевшей знаменательную встречу корифеев, Вячеслав Зайцев не расстается никогда.

- Вячеслав Михайлович, вы были одним из создателей Театра моды, а то, что происходит сейчас на подиуме, я театром назвать не могу.

- Моя коллекция тогда не имела отношения к моде. Мы обыгрывали костюмы разных исторических эпох: хотелось почувствовать самим и показать зрителю, как в этой одежде можно жить, двигаться, общаться. Готовя программу, я говорил манекенщицам: "Не старайтесь примерить костюм, попробуйте примерить соответствующее к нему состояние души". Испанка XVII века - это не просто особый фасон платья, но в первую очередь независимость, гордость, грация. Мне хотелось бы, чтобы это передалось каждой женщине. Каждой своей новой работой я звал их к Красоте, хотел заполнить пустоту, от которой страдали женщины моего детства. Подарить сильнейшее переживание - радость созерцания прекрасного искусства костюма. И люди уходили с моих шоу радостными. Правда, поначалу они недоумевали. Пришли смотреть моду, а им вдруг показывают какие-то непонятные костюмы, разыгрывают сценки, пляшут. Но потом - долгие овации. То, что сейчас происходит на подиуме, я тоже, как и вы, театром назвать не могу. Это просто демонстрация возможностей художника, его вкуса. Часто - откровенное самолюбование. При этом о зрителе никто не думает - совершенно не учитываются особенности нашей социальной среды, климата, наконец. Ну не может наша женщина ходить в декольте, когда в квартирах холодно уже в сентябре. Сейчас идет подражательство зарубежной моде. Ведь одежда "от кутюр" создается для людей, которые действительно ведут светский образ жизни. Для них это органично. Мы же в такой одежде смешны. Ну нет у нас традиции принимать гостей в огромных залах, с бокалом шампанского в руке. Мы привыкли тесниться на кухне, в малогабаритных квартирках. У меня самого такая квартира, надо реально смотреть на вещи.

По поводу стереотипов красоты. Когда у Валентино спросили, на какую женщину он хотел бы шить, мастер ответил: "Волосы Грейс Келли, спина и мышцы Наоми Кэмпбелл, грудь Шерон Стоун..." Для обычной женщины звучит неутешительно.

Мода всегда устремлена в завтрашний день. Мне интересно работать с ищущей женщиной. Той, которая уверена в себе и себя понимает. Когда ко мне обращаются за консультацией, я всегда советую исходить из собственных желаний. Каждая женщина имеет право на свой вкус. Надо только чувствовать свой стиль. Не вы служите моделью для одежды, а одежда служит вам.

- Не слишком ли серьезно наши женщины относятся к одежде?

- Но ведь это так понятно. У западной женщины символ благополучия - счет в банке и собственный дом. При нынешней правовой незащищенности мы даже можем лишиться наших крохотных квартир. Поэтому дом для нас - не способ самовыражения. С помощью одежды женщина как бы выстраивает свое благополучие на себе. И постоянно носит это благополучие, как улитка. Мы тратим на одежду огромные деньги, гораздо больше, чем это принято за рубежом. И это все ради того, чтобы произвести благополучие. Вот почему, даже если мы хорошо одеты, у нас такие грустные лица...

- О чем вы думаете в первую очередь, когда начинаете работать над новой коллекцией?

- Я влюблен в цвет. Моя коллекция всегда - это симфония цвета. От нежных пастелей до ярких, чистых, открытых цветов палитры и до магии сложных белого и черного. Цвет у меня - проявление темперамента и генетической связи с народным искусством. Это - гимн жизни, которую надо любить такой, какая она есть.

- В какое время вы начали творить?

- Время было неудобное для моды. Я стал творить в короткую и славную эпоху хрущевской оттепели, отмеченную взлетом разнообразных талантов, поисками новых путей в искусстве. Этому нравственному кодексу интеллигенции я верен до сих пор. Я не принял "конформистских" правил "застойного" времени, выбрал бескомпромиссный путь отстаивания права творить, как хочу. Я всю свою жизнь самоутверждался через тяжкий путь и выстрадал наконец право на свободу мышления. Правда, эта свобода далась мне ценой многолетней схватки с рутинными чиновниками ведомств и произволом официальных лиц.

- Где вы узнали красоту и мудрость народного искусства?

- Я родился в Иванове, прославленном центре русского ткачества. Моя мама, очень простая женщина, открыла мне мир сказок, песен, стихов и танцев, она была очень добра и поэтична. Во всех своих коллекциях я воплотил то, чем ценна эстетика русского народного костюма, отражающая гармонию человека и природы. Мое видение искусства шитья насквозь пропитано духом России: яркие чистые тона, живописные сочетания цветов. В моей последней коллекции "Воспоминания о будущем" я обратился к костюмам прошлой России, всех ее социальных слоев, от простонародья до аристократического салона. Я определен рождением своим выражать в своем творчестве именно нашу культуру.

- Мода элитарна и ей могут следовать сегодня только состоятельные люди?

- Я создаю не моду, а ассортимент одежды, комфортной, удобной, нарядной, ту, которая может быть востребована много лет. Я - приверженец классической школы, мой неизбывный кумир - Коко Шанель. Ей лучшие представительницы рода человеческого обязаны своей женственностью. Я ушел из Общественного дома моделей, чтобы работать для большинства людей. Мои одежды не сиюминутны, их нельзя назвать анахронизмом в гардеробе и спустя несколько лет. Просто сейчас, в силу многих обстоятельств, в больших масштабах я их сделать не могу.

- "Красота, захватывающая дыхание" - так написали французы по поводу вашей последней коллекции.

- Да, мне первому из русских модельеров было предоставлено право на участие в "Сезонах от кутюр" во Франции. Я с гордостью ношу почетное имя Гражданина Парижа, был провозглашен "Человеком года в моде", вхожу в число лучших модельеров мира. Мне нравится создавать костюмы для кино, эстрады, цирка, балета на льду, мне нравится режиссировать, создавать парфюмерную коллекцию "Маруся" в честь любимой внучки. Я занимаюсь и дизайном обуви, посуды, бижутерии, мебели, рисую...

- Да, я слышала об этом вашем давнем увлечении. Где же состоялась ваша первая выставка?

- Несколько лет назад в Таллинне во время гастролей с Театром моды. Потом было пять выставок в США и одна в Бельгии, которые вызвали шумный успех. Большинство картин и гравюр ушли в частные коллекции, в альбомах остались лишь слайды, но я не жалею. Я начал писать картины в год ухода из жизни самого дорогого мне человека - матери. Я начал писать в депрессии, изливаясь в своей душевной боли на бумагу и холст. Я не могу назвать свои картины художественными произведениями, как, впрочем, и свои стихи. Картины выражают по своей сути настроения от обид, раздражений, огорчений. Поэтому они страшны. Основной образ моей живописи - лик. Мои лики ввергнуты в некую движущуюся, клубящуюся массу - это словно состояние души, покинувшей землю. Но я изображаю чувства, и это самое главное.

- Недавно вышел ваш поэтический сборник под названием "Я всем обязан Провидению". Вы проявились в жизни по всем мерам творчества. Вы счастливы?

- Я считаю себя романтическим трагиком, и моя душа, мои порывы всегда на пиковой отметке. Это находит свой выход в живописи, в поэзии, творчестве. Я нахожусь очень часто на грани конфликтности с собственной природой и действительностью. Я ищу идеалы и часто не нахожу, но я счастлив, что мой возраст не умалил полноты моей жизни и интереса к ней, не погасил эмоциональной напряженности моих чувств.

- Прочтите напоследок какое-нибудь четверостишие из вашего сборника.

И откровений глубину познав,
Души моей огонь
Запечатлеть смогу я на бумаге.
Пронзив пером безмерность бытия.

Предыдущая новостьСледующая новость