Публикация
Полное оглавление Ссылки на картинки
Глава 5
5.1. Инструменты и приспособления 5.2. Приемы плетения 5.3. Плетение двумя челноками 5.4. Ирландское вязание
Оглавление
Узоры из воздуха. Вступительное слово о кружевах 1. Кружева крючком 2. Кружева иголкой 3. Филейные работы 4. Кружева на коклюшках 5. Фриволите
Наши партнеры
 Освещение. В продаже представлены ультрафиолетовые лампы опт и розница на выгодных условиях.

Книга: "Старинные секреты плетения кружев" (глава 5.2)


5.2. ПРИЕМЫ ПЛЕТЕНИЯ

Есть только два приема плетения фриволите - прямой и обратный узлы. Ничего более сложного в технике "фриволите" нет.

Работу, как всегда, начинают с наматывания нити на челнок. Нити надо намотать столько, чтобы она не выходила за щечки челнока.

Прямой узел, или "узел Жозефины"

Этот основной элемент техники "фриволите" получил свое название в честь легендарной возлюбленной императора Наполеона. Эта знаменитая парочка щедро увековечена в кулинарии и рукоделии.

Начальное положение рук для выполнения прямого узла (рисунок 5.1).

Рисунок 5.1. Положение пальцев и челнока при выполнении прямого узла

Левая рука. Захватывают нить большим и указательным пальцами левой руки на расстоянии 5-7 см от конца нити.

Накинув нить на остальные пальцы левой руки, приподнимают средний палец и снова захватывают нить большим и указательным пальцами. На пальцах левой руки образовалась петля. Эта часть нити называется рабочей.

Правая рука. Челнок держат большим и указательным пальцами правой руки. (В процессе плетения челнок никогда не перехватывают, а лишь приподнимают один из пальцев, чтобы пропустить рабочую нить.) Нить оказалась позади челнока. Ею обвивают средний и безымянный пальцы правой руки. На пальцах правой руки также получилась петля. Участок нити от правой руки к левой называется ведущей нитью, ее длина должна составлять 10-15 см.

Выполнение.

1. Челнок вводят в петлю на левой руке под рабочую нить (рисунок 5.2). При этом рабочую нить пропускают между челноком и указательным пальцем правой руки. Когда отпускают указательный палец, челнок, естественно, не может повиснуть в воздухе, его нужно придержать указательным и средним пальцами левой руки.

Рисунок 5.2. Выполнение прямого узла фриволите ("узла Жозефины"): 1) прямой узел 2) рабочая нить 3) ведущая нить

2. Челнок поднимают над рабочей нитью.

3. Челнок отводят вправо, пропуская рабочую нить между челноком и большим пальцем правой руки.

4. Средний палец левой руки прижимают к указательному, ослабляя натяжение рабочей нити.

Максимально натягивают ведущую нить, отводя правую руку вправо, а затем поднимают средний палец левой руки, подтягивая и рабочую нить (рисунок 5.3).

Рисунок 5.3. Получение первой петли при прямом узле

Другими словами, челнок обводят вокруг натянутой нити по часовой стрелке.

Весь секрет данной манипуляции заключается в том, что рабочая нить обвивает ведущую, и никогда не происходит наоборот. За этим надо строго следить и почаще подтягивать ведущую нить правой рукой. Рабочую нить, напротив, отпускать.

Итак, одна часть нити (ведущая нить) стала стержнем кружева, а другая (рабочая) - оплеткой этого стержня.

Обратный узел

Начальное положение рук при выполнении обратного узла.

Левая рука. Так же, как и при прямом узле.

Правая рука. Петля на правой руке теперь не нужна, можно просто опустить средний и безымянный пальцы правой руки.

Выполнение.

1. Челнок проводят над рабочей нитью, пропуская ее между большим пальцем и челноком. Челнок зажимают между указательным и средним пальцами левой руки (рисунок 5.4).

Рисунок 5.4. Выполнение обратного узла фриволите: 1) прямой узел 2) обратный узел 3) рабочая нить 4) ведущая нить 5) скобочка узла фриволите

2. Челнок опускают под рабочую нить.

3. Челнок отводят вправо, пропуская рабочую нить между челноком и указательным пальцем.

4. Средний палец левой руки опустить к указательному, ослабляя натяжение рабочей нити.

5. Максимально отвести правую руку вправо, подтягивая ведущую нить. После этого подтянуть и рабочую нить, поднимая средний палец левой руки (рисунок 5.5).

Рисунок 5.5. Образование обратного узла затягиванием нити

Иначе можно сказать, что челнок обводят вокруг натянутой нити против часовой стрелки.

Прямой и обратный узлы вместе составляют узел фриволите, или двойной узел (рисунок 5.6). Все элементы фриволите состоят из двойных узлов, навитых на ведущую нить.

Рисунок 5.6. Получение двойного узла: а) прямой узел б) обратный узел в) чередование прямых и обратных узлов (вместе дают двойной узел) г) образование пико

Сразу узлы не затягивают полностью. Только после того, как набрано необходимое количество узлов для образования, например, кольца, рабочей нити дают соскочить с пальцев левой руки, и, придерживая узлы, натягивают выходящую из челнока нить.

Кольцо

В узорах фриволите не бывает прямых участков, сплошные завитки, кольца и полукольца, поэтому кольцо является основным элементом техники фриволите. Чтобы получить кольцо, на нить нанизывают нужное количество двойных узлов, а затем соединяют концы нити (рисунок 5.7). Для этого нужно:

Рисунок 5.7. Кольцо при стягивании

1. Снять с пальцев левой руки рабочую нить.

2. Зажать концы нити большим и указательным пальцами левой руки так, чтобы первый и последний узлы оказались рядом.

3. Правой рукой потянуть на себя ведущую нить, пока не образуется кольцо (для этого первый и последний узлы плотно прижать друг к другу) или полукольцо (для этого между первым и последним узлами оставить свободную нить, длина которой равняется диаметру полукольца).

Пико

Есть элементы, общие для различных техник кружевоплетения. Таковыми, безусловно, являются пико, придающие витиеватость простым узорам. Кроме декоративной пико могут выполнять и соединительную функцию.

Пико "Жозефина"

Пико из нескольких прямых узлов называется пико "Жозефина". Если сделать 5-6 прямых узлов подряд и соединить их в кольцо, получится маленькое пико-узелок. 10-12 прямых узлов составят большое пико (рисунок 5.8).

Рисунок 5.8. Пико "Жозефина": а) пико-узелок б) большое пико

Пико открытое и затянутое. Пико может быть и совсем тоненьким, в одну ниточку. Открытое пико образуется между 2 узлами фриволите на расстоянии, равном двойной высоте пико (рисунок 5.9). Высота пико выбирается произвольно и зависит от толщины ниток и назначения пико. Обычно она составляет 0,5-1 см. Узел, следующий за пико, нужно затягивать особенно туго, чтобы пико не деформировалось.

Рисунок 5.9. Открытое пико

Соединительное пико должно быть оптимального размера, т.к. в маленькое трудно вводить крючок, а слишком большое пико делает узор растянутым.

Затянутое, или закрытое пико получится, если узлы фриволите расположить вплотную.

Соединение элементов фриволите. Как и в плетении коклюшками, соединение отдельных элементов кружева называется "сцепкой".

В качестве примера рассмотрим соединение 2 колец, имеющих соединительные пико. Эта операция аналогична сцепке в коклюшечной технике.

Выполнив первое кольцо, сплетают количество узлов, необходимое для второго кольца, и приступают к сцепке (рисунок 5.10), для чего требуется:

Рисунок 5.10. Сцепка колец

1. Расширить петлю из рабочей нити на левой руке.

2. Положить челнок и взять крючок в правую руку.

3. Ввести крючок слева направо в соединительное пико первого кольца.

4. Через это пико вытянуть на себя из рабочей нити петлю такой величины, чтобы в нее мог войти челнок.

5. Взять в правую руку челнок, ввести его в полученную петлю так, чтобы в нее вошла и ведущая нить.

6. Пальцами левой руки подтянуть рабочую нить, чтобы петля приняла обычный размер, равный высоте узла.

7. Сцепку закрепить обратным узлом. Петля сцепки вместе с обратным узлом считается как один двойной узел (узел фриволите).

Зубцы

Даже такой минимальный набор сведений о фриволите позволит выполнить несложный узор для отделки края изделия - зубцы. Простейший случай показан на рисунке 5.11.

Рисунок 5.11. Зубцы из полуколец: а) отдельные полукольца б) полукольца со сцепкой

Зубцы из отдельных полуколец. Выплетают 10-12 узлов и стягивают их полукольцом. Промежутка между последней петлей полукольца и первой петлей следующего полукольца быть не должно (рисунок 5.11а). Вариант б предлагает нам украсить зубцы закрытыми пико через каждые четыре узла и выполнить сцепку между смежными полукольцами. Таким образом мы получим первое изделие в технике фриволите - край-кружево. Соединив два таких край-кружева зубцами наружу и в шахматном порядке, можно получить отделочную полосу - аграмант.

Свернув ряд колец в замкнутый контур, получают "цветок", или "многолистник". "Цветок" может состоять из четырех, пяти и более колец. Такой мотив можно начинать с любого "лепестка".

"Пятилистник"

"Пятилистник" на рисунке 5.12 плетут по записанной формуле: каждый "лепесток" имеет два соединительных пико и три декоративных. Сплетя один "лепесток", стягивают его в кольцо и продолжают плести следующие "лепестки". Последний "лепесток" плетут до места сцепки. А теперь нужно выполнить соединение замкнутого мотива.

Рисунок 5.12. "Пятилистник"

Сцепка замкнутого мотива

1. Выполнив замкнутый мотив до соединительного пико последнего кольца, приступают к его соединению, для чего челнок кладут слева перед собой.

2. Рабочую петлю снимают с пальцев левой руки и протягивают ее на себя через центр мотива.

3. Мотив складывают пополам, как крылья "бабочки".

4. Сложенный мотив берут большим и указательным пальцами левой руки, а петлю из рабочей нити надевают на безымянный и средний пальцы.

5. В правую руку берут крючок и делают сцепку колец, только челнок в вытянутую петлю вдевают сверху вниз (слева направо).

6. Доплетают недостающее количество петель для окончания последнего кольца в мотиве.

7. Мотив разворачивают на пальцах левой руки и затягивают последнее кольцо.

8. Нить, идущую от челнока, обрезают на расстоянии 5-7 см от последнего кольца.

9. Концы нитей стягивают и связывают "геракловым узлом" (рисунок 5.13).

Рисунок 5.13. "Гераклов узел": 1) первая часть узла 2) полный узел

"Гераклов узел"

Кроме такого легендарного, этот узел имеет еще названия: "морской", "ткацкий", "отшельник". Чтобы правильно завязать "гераклов узел", нужно взять один конец нити в правую руку, а другой - в левую. Концы перевить от себя один раз. Конец, находящийся слева, перекинуть направо. Еще раз перевить концы. Если нить скользкая, то концы перевить 2 раза. Справа обе нити находятся над петлей узла, а слева - под петлей. Узел крепко затянуть, а концы нитей обрезать.

Надставка нити

"Гераклов узел" применяется для соединения нитей в технике "фриволите" и в случае, если нить закончится в процессе работы. На челнок наматывают новую нить и связывают ее с оставшимся концом "геракловым узлом". Чтобы соединение было незаметным, новой нитью нужно начать новое кольцо, причем соединительный узелок должен оказаться на рабочей нити у основания кольца.

В процессе плетения остаются свободные концы нитей. Концы нитей можно спрятать в двойной узел. Завязывают, но не затягивают первый узел. Крючок вводят справа налево по ведущей нити и, захватив конец, вытягивают его вдоль нити, после чего узел затягивают. Так же завязывают и второй узел. Конец нити протягивают внутри 3-4 узлов, а потом обрезают.

Распускание фриволите

В случае ошибки кружево фриволите можно распустить и переплести заново. Для этого с помощью иголки ослабляют 2-3 узла кольца. Затем подтягивают ведущую нить. Ослабляют узлы настолько, чтобы через них можно было пропустить челнок. Постепенно ослабляют и распускают узлы по ведущей нити от конца к началу.

"Колосок"

Говорят, что этот узор обожали наши прабабушки, помещая его на воротнички, манжеты и фартуки. В те времена фартук был не только рабочей, но и нарядной частью одежды. По сути, "колосок" - это особый способ соединения колец. При этом важно подобрать оптимальную длину "ножек".

"Колосок" со сцепкой "вытянутая петля"

Такой "колосок" может тянуться бесконечной цепочкой. Это готовый аграмант. Плетут кольцо (рисунок 5.14А). Вводят крючок в пико слева направо (сверху вниз) и вытягивают из рабочей нити длинную петлю. Эту петлю надевают на пальцы левой руки. На той стороне петли, которая не тянется, плетут кольцо. Стянув кольцо, снова выдергивают крючком петлю через пико и опять плетут кольцо на той стороне петли, которая не тянется. Так получается длинная цепочка из колец.

Рисунок 5.14. "Колоски": а) "колосок"-цепочка б) "колосок" из 5 колец

"Колосок" из 5 колец

Плетут первое кольцо (рисунок 5.14Б). Крючком вытягивают петлю из рабочей нити через пико и плетут второе кольцо. Выполняют сцепку. Делают еще одну сцепку вытянутой петлей и плетут третье кольцо. Крючком вытягивают петлю через "ножку" между вторым и третьим кольцами. На той стороне петли, которая не тянется, вяжут 6 двойных узлов. Выполняют сцепку в пико второго кольца. Вяжут еще 6 узлов и выполняют сцепку в третье кольцо. Так же плетут и сцепляют четвертое и пятое кольца. При выполнении пятого кольца петлю вытягивают крючком через "ножку" между вторым и третьим кольцами. Чтобы "колосок" имел надлежащий вид, необходимо найти правильное соотношение между длиной "ножек" и размером кольца.

Отделка для выреза платья

Отделку на рисунке 5.15 можно выплести одним челноком. Основная тесемка плетется восьмерками из колец двух видов, соединенных "ножками". Сначала плетется первое кольцо, затем работу переворачивают и оставляют "ножку", длина которой равняется диаметру кольца. Выплетают второе кольцо, работу переворачивают и выплетают третье кольцо рядом с первым. Через пико третье кольцо соединяют с первым, работу переворачивают и продолжают в том же духе до конца тесемки. Затем из колец по росписи выплетают "цветок" и присоединяют его к тесемке через пико. Кстати, такой "цветок" может быть и не один, и тогда получится другая отделка.

Рисунок 5.15. Отделка для выреза платья

Аграмант одним челноком

Аграмант на рисунке 5.16 тоже выплетается одним челноком. Узор состоит из колец двух видов: 1 - большее кольцо, имеет одно декоративное пико и два соединительных, а 2 - меньшее кольцо - одно соединительное пико. Четыре маленьких кольца образуют "цветочек", а большие кольца соединяются с маленькими при помощи "ножек". Длина "ножки" должна равняться диаметру большого кольца. Порядок плетения выбирается такой, чтобы линия рисунка не прерывалась.

Рисунок 5.16. Аграмант одним челноком

Для сцепления кольца с "ножкой" через соединительное пико вытягивают петлю из ведущей нити, продевают в нее челнок и затягивают сцепку.

Мотив для салфетки

Мотив на рисунке 5.17 выплетается одним челноком и представляет собой розетку, состоящую из семи колец с семью декоративными пико, сцепленных при помощи соединительных пико и пико "Жозефина" из восьми прямых узлов. Плетение производится последовательно по периметру мотива. Мотивы можно соединять друг с другом по-разному, получая различные рисунки салфетки.

Рисунок 5.17. Мотив для салфетки

Предыдущая страницаСледующая страница