Обзор новостей
Журнал "Богема" Мода 24/7 Модная Россия 100idey.ru AllTime.ru B2BLogger.com Be-In.ru Cosmo.ru Dress-Code.com.ua Fashion-Astrology.com Fashion-Kaleidoscope.ru FashionAndLife.ru FashionNetwork.com FashionPeople.ru FashionPlace.ru FashionTime.ru FashionUnited.ru FashionWeek.ru Glianec.com.ua Imedia.ru InterLinks.ru Intermoda.ru Kleo.ru Krasota.ru MBFashionWeek.ru Malena-tula.ru MensFashion.ru ModaNews.ru Modnaya.org ModnayaModa.ru Modnoe.ru MoyDoms.ru Paris-Club.ru ProFashion.ru Pronline.ru RiaModa.ru ShoppingFashion.ru Style.rbc.ru StyleWay.ru Textilexpo.ru TrendyMen.ru Vogue.ru ZhenskiyRay.ru bracatuS.com
Модная Россия

Наташа Дригант - 'Как в лучших домах'

02.10.2001Источник: журнал 'Итоги'

Начинающие российские модельеры отправляются в знаменитые Дома моды набираться опыта.

Наташа Дригант - Как в лучших домах В начале ХХ века, когда только начинало формироваться такое понятие, как Дом моды, а портные превращались в модельеров, звездный путь будущего кутюрье начинался с мастерской в знаменитом ателье. Полгода мальчик пришивал пуговицы и отглаживал стрелки на брюках, ножниц ему не доверяли. Через год он уже отшивал всю коллекцию, а через полтора открывал собственный Дом. Девочка начинала с одежды для кукол, затем обшивала подружек и соседок, в итоге - тот же собственный Дом. С тех пор почти ничего не изменилось. Только в последние полвека в эту цепочку вошли школы и колледжи для дизайнеров и модельеров, некоторые из которых, такие как французская школа "Эсмод" или британские колледж Сент-Мартин и Королевский колледж искусств, прослыли настоящими кузницами модных кадров. Но стажировка в известном Доме продолжает оставаться важнейшим этапом становления модельера.

В Париж по делу, срочно

На Западе стажировки входят в программу обучения модельера. На экзамены, промежуточные и выпускные, приходят мэтры и отбирают школяров для работы у себя в Доме. У нас "попасть на стаж" можно только через конкурсы - стажировки в зарубежных Домах моды обещают "Адмиралтейская игла", "Русский силуэт" и международный Smirnoff (последний, правда, стажировку обещает только абсолютному победителю). В жюри таких конкурсов обычно приглашаются известные кутюрье, которые и отбирают себе стажеров. Проживание и дорогу к месту стажировки берет на себя конкурс, поэтому иногда стажировка из обещанных нескольких месяцев урезается до нескольких недель. Хотя для российских студентов и несколько недель во французском или итальянском Доме моды - это совсем неплохо. Ведь в России узнать что-то о практике фешн-бизнеса до последнего времени было практически невозможно. Лишь после открытия на базе соцфака МГУ магистерского курса "Менеджмент и теория моды" появилась возможность получить какую-то информацию. Правда, обучение здесь стоит хороших денег, а значит, доступно только для людей взрослых и финансово состоявшихся.

Юля Галямова и Евгений Кашпаков - студенты Института моды и дизайна - только что вернулись из Парижа со стажировки у Жан-Шарля Кастельбажака - знаменитого кутюрье, главы собственного модного Дома и президента Парижской палаты прет-а-порте. К Кастельбажаку они попали после победы на конкурсе "Русский силуэт" с совместной коллекцией "Ранетки".

В России возможность поехать за границу учиться чаще всего выпадает тогда, когда языка не знаешь и учить его некогда, а другого шанса может и не быть. Поэтому рассчитывать приходится только на туристические схемы и добрых прохожих. В Париже Юля и Женя заблудились прямо на вокзале. До отеля на площади Сен-Крикер их довели прохожие. "Нас просто взяли за руку и повели. Причем эти женщины сами не очень хорошо знали, как пройти до нашего района, но они смотрели карты, спрашивали других прохожих, как могли старались нам помочь. И по дороге рассказывали на ломаном английском, какой Сен-Крикер опасный район и что девушкам, как стемнеет, там появляться не стоит. Даже посоветовали, где на теле удобней прятать кошельки".

Впрочем, в кошельках у ребят было просторно и от Сен-Крикер до модного дома "Жан-Шарль Кастельбажак" на улице Кассет они ходили пешком. Недалеко - полтора часа, не больше. Зато по Парижу. "С девяти утра до восьми вечера мы работали в Доме, а потом чуть не до утра бродили по улицам. Хотя один раз нас отпустили пораньше, чтобы мы сходили в Лувр. Мы вообще обошли весь Париж, побывали на всех блошиных рынках, во всех бутиках".

В первый день мэтр Жан-Шарль лично провел стажеров по всему Дому, рассказал обо всех службах и отделах, а потом оценивал их работу наравне со всеми остальными. Им поручили заниматься бижутерией, возможно, потому, что аксессуарами в Доме занимается Ирина Вальковски - тоже из России. Благодаря "своей среди чужих", ребята узнали даже больше, чем если бы они долго там работали. Сердце Дома - огромная комната. В центре - стол Кастельбажака. Вокруг - столы дизайнеров. Мэтр следит за всеми этапами работы. "У них образ решают несколько человек - дизайнер одежды, дизайнер аксессуаров, стилист причесок, - говорит Юля. - Так и складывается модель. Кастельбажак дает тему. Она долго обсуждается, и все начинают работать. Он что-то одобряет, что-то отвергает. И выпускает шесть коллекций в год. Это своего рода конвейер, в котором на каждом участке - суперпрофессионал".

Кроме собственно Дома, московских студентов познакомили с западной системой "модного" образования. "У них нет того, что есть у нас, и наоборот, - говорит Женя. - Мы отлично рисуем, лучше, чем они. Зато во французских школах очень много фотографируют, ищут фактуру, которая может натолкнуть на мысль. У них огромные папки фотографий черте с чем - кора деревьев, трещины на асфальте, следы ботинок на песке. Они ценят российскую школу: высокий уровень рисунка и умение работать руками. После нашей школы можно сразу попасть на последний-предпоследний курс французской. И еще их главный плюс - включенность Франции в международное сообщество. Можно сесть на поезд и поехать на показ в Италию, Германию, Англию".

В плюсы можно записать и навыки работы в коллективе, и открытость этих самых коллективов. По словам ребят, стажировка в российских Домах непопулярна прежде всего потому, что все равно никто и ничего тебе там не расскажет. Будут использовать "на подхвате", по мелочам. Несмотря на то, что "Кастельбажак" - фирма очень закрытая и это фактически первый раз, когда здесь присутствуют стажеры, ребятам рассказали и показали очень многое. Сначала, правда, собирались взять подписку о неразглашении, да потом как-то забыли.

"Там каждый чувствует себя членом семьи и работает на одно большое дело. А у нас каждый хочет выпендриться, показать себя, даже если работает в команде, - рассказывают Женя и Юля, перебивая друг друга. - У Кастельбажака нам сразу сказали: спрячьте свои амбиции. Два месяца все работают над коллекцией - от директора Дома до уборщицы. Накануне выпуска все сидят до пяти утра. Когда коллекция выпускается, устраивается огромный праздник и все уходят в отпуск на две недели. Там даже именитый дизайнер никогда не ставит себя выше других, а у нас начинающие модельеры считают себя великими. Нас в институте учат: если ты не будешь сам себя возвеличивать, никем не станешь. У нас молодой модельер не боится сказать: "Ив Сен-Лоран - туфта!" У них - даже именитый дизайнер имеет право на ошибку, на неудачную коллекцию".

Возвращаясь с западных стажировок, модельеры осознают, что для успеха на Западе работают в два раза больше, чем привыкли в России. Стараются претворить в жизнь все, что увидели на стаже. Одни, как Игорь Чапурин или Наталья Дригант, открывают Дом в России, другие, как Катя Леонович, открывают свои Дома в Италии или Париже. Считается, что там это проще: и экономика стабильна, и инфраструктура более развитая.

Учиться, учиться и учиться

Наталья Дригант после обучения во французской школе "Эсмод" и почти двухгодичных стажировок во французских же Домах моды вернулась в Россию, открыла свой Дом и уже два года успешно работает. Во Францию Наталья уехала в семнадцать лет так же, как уже не первое столетие уезжают учиться "наукам" российские студенты - без языка, денег и знакомств. "Я освоилась месяца за три, - говорит Наташа. - Заговорила по-французски, деваться было некуда. Сначала жила в квартире при нашем посольстве в Париже, потом снимала квартиры вместе с подружками по школе. Родители как могли поддерживали. Когда я звонила и плакала в трубку, мама говорила: "Если тебе так тяжело, может, не будешь мучать себя и вернешься?"

Наташа доучилась. Дома "Нина Ричи", "Таррант" и "Кристиан Диор" выбирали ее для стажировки. То, что она там узнала, попыталась перенести в свой Дом, сделав его "смесью западного Дома моды с советским ателье". "Мой первый стаж был в почти неизвестной фирме Клода Бартелени - молодого дизайнера. Я тогда училась на первом курсе, мне доверяли совсем какие-то мелочи: клеить кусочки ткани, что-то вырезать. Но я все равно была рада тому, что вижу весь процесс".

Первая серьезная стажировка Дригант была у "Нины Ричи". "Там я впервые прочувствовала всю атмосферу - шла подготовка коллекции от кутюр, и я принимала участие во всех второстепенных работах: делала технические рисунки, пришивала пуговицы. Был момент, когда я была приближена к работе с клиентами в шоу-руме. Приходили холеные французские дамы в возрасте и мерили одежду. Очень много одежды".

Затем была стажировка у мадам Таррант, опять шла коллекция от кутюр. "Здесь я уже большей частью рисовала. Во время этой стажировки был очень интересный момент, который мне запомнился на всю жизнь: мы не успевали закончить коллекцию до конца, оставались маленькие штрихи, но платья уже надо было увозить в Лувр, где проходил показ. И уже там мы что-то доделывали. Мы провели в Лувре всю ночь, это было потрясающе!"

Но главной своей стажировкой Наташа считает работу на фирме "Кристиан Диор". В тот момент дизайнером там был Джанфранко Ферре, я стажировалась в головном офисе на авеню Монтень. Там я уже только рисовала, принимая участие в создании реальных коллекций".

Что привозят будущие кутюрье из столицы мировой моды? Пусть коротенький, но опыт, представление о том, как делается настоящая мода. Как создаются коллекции, строятся отношения между кутюрье, идет работа с клиентом. А также понимают, что готовая вещь должна быть не только оригинальной по замыслу, но и качественной по исполнению - швы заделаны аккуратно, выкройки нарисованы с точностью до миллиметра. И надо сказать, их поездки на Запад уже приносят результат - только в Москве активно работают два десятка молодых кутюрье, чьи имена становятся все более известны. А ведь на стажировку в Париж едут не только из столицы.

Предыдущая новостьСледующая новость