Алексей Шварков: "Пусть театралы устраивают театрализованные представления. У меня все по-настоящему"
Алхимия Пространства... Оранжерея... Цветы... Ближе к полуночи... В лучах сине-зеленого света... Среди зрителей художники, поэты, писатели, нетрадиционно-модная молодежь. Девушка в железном корсете, с металлической маской на лице, слегка отдышавшись, нервно убирает с лица непослушную ветку рядом стоящего фикуса и продолжает хлестать кожаными плетками сильного мужчину, отдаленно напоминающего Геркулеса.
Примерно в таких мотивах проходил перфоманс дизайнера Алексея Шваркова. По образованию он - кузнец, по жизни - художник. Его железные костюмы участвовали не во многих показах, но редкие случаи появления на публике оставляют несгладимый отпечаток.
- Как так случилось, что Вы попали в такую, на первый взгляд несколько не свойственную вашему образу, сферу?
- Дело в том, что я аспирант Мухинского училища. Я пишу диссертацию на тему "Элементы металла в костюме". Я совершенно не намеревался вникать в эту сферу. Просто когда выбиралась тема диплома, я предложил комиссии какие-то обычные для диплома вещи. Штампованные металлические причиндалы, литье. И для прикола решил, дай-ка я тетеньку в железе нарисую. Нарисовал. В эскизах у меня были красивые металлические лифы, шлеманы с рогами. Все было выдержано в готическом стиле. Я это сделал лишь для забавы. В результате получилось так. Комиссия просмотрела все мои работы без особого интереса. А когда наткнулась на "дам в железе", сказала: "О, это то, что нам нужно! Развивай-ка эту тему дальше." По эскизам сделал коллекцию... И мне понравилось.
- Но для того чтобы делать одежду, пусть такую как у вас, образования художника по металлу мало?
- Да, в одной из моих коллекций железо уже на втором месте. Я там больше работаю с тканью... Видимо, это на подкорке заложено. Сейчас я даже думаю, что если бы не пошел на металл, я, наверное, пошел в моду. Склонность к этому всегда имелась.
- Вашу одежду не всегда, думаю, удобно носить?
- Существуют же разные направления в моде. От кутюр и прет-а-порте... Есть в истории мировой моды такой товарищ, как Александр Маккуин. Так в его коллекциях часто можно встретить всякие неносибельные веши. Но никто не заставляет тебя их носить постоянно. Нет желания шокировать народ - оставил пагоду дома, и без нее все очень стильно смотрится.
- Что будет после защиты диссертации?
- Я буду кандидатом наук. Тема диссертации звучит сложно, мне самому точно не вспомнить, но суть в том, что она освещает тему металла в костюме. На эту тему в истории мировой моды нет исследований. Буду первооткрывателем.
- Линию прет-а-порте не хотелось сделать?
- Давно хотел. Если бы это было моей профессией, постоянным родом деятельности, то уже давно бы сотворил. А я ведь художник по металлу, и мне этим зарабатывать деньги. Если я и берусь за что, то стараюсь получить от этого все. В данный момент для меня от прет-а-порте не велика отдача. Надо моделей 20. Меня на это просто не хватит. Я делаю моделей 5, но их образности хватает. 5 моделей могут выразить очень многое.
- У театрализованных представлений должны быть идеи?
(прерывает меня)
- Ха! Тут на "алхимии пространства" меня одна журналистка спросила: "А почему от ваших моделей веет садомазохизмом?" Что я мог ответить. Начнем с того, что садомазохизм в данном случае понятие растяжимое. Подумаешь, девушки в черном, с ремнями, железными масками... (смеется)
- Но вас они били плетьми?
- Ну и что-то надо было со мной делать.? Это всего лишь обыгрывание аксессуаров, которыми у них были плетки. Впервые такой перфоманс мы сделали на Скифе. Суть была такова. Сначала просто, как ни в чем не бывало, продефилировали модели. Мы назвали это прелюдией. И когда настало время выходить модельеру, как и полагается, вышел я. Зрители аплодируют, приветствуют ..., все как всегда... Но тут одна из моделей меня хватает, заламывает руки и серией коротких ударов по корпусу вводит публику в, мягко скажем, недоумение. Надо сказать, били по настоящему. Я решил, пусть театралы устраивают театрализованные представления. У Шваркова все по настоящему. Железо у меня настоящее, нет имитаций.
- Каждому мероприятию свое действие. На "Алхимии" и "Скифе" это было кстати.
- Вы не боитесь, что вас просто не позовут туда, где это не к месту?
- Это дело хозяйское. Хотя, мне хотелось бы поучаствовать в каком-нибудь пижонском мероприятии и всю модную, гламурную публику просто развести таким вот действием. Конечно, возникнет скандал, но сейчас все на них строится.
|