Вот что сам художник говорит о том, что представлено на выставке и о своем видении мира.
В том, что я делаю заключено несколько смыслов. В первую очередь, как у всякого художника, это попытка понять, кто я собственно такой. Одно из главных противоречий бытия заключается в том, что мы видим мир вокруг, но себя в нём не видим, мы видим своими глазами, а себя не видим. Первое ощущение заключается в том, что просто Я есть - Аз есьм. И вопрос стоит, кто такой этот Я или, что такое Я? Гогеновское - “Кто мы, откуда и куда идём?” И сам импульс творчества растёт всегда отсюда.
Есть внешний мир и есть внутренний - между ними тонкая пелена. В процессе художественного творчества выясняется, то все способы нашего восприятия, структуры сознания и силы, которыми мы обладаем и можем распоряжаться - сформированы именно тем миром, в котором мы живём, это и культура, и воспитание, и даже биологическая форма, и органы восприятия, они сгармонизированы и комплементарны внешнему миру. И только в процессе постижения внешнего мира в процессе познания - эта пелена начинает растворяться. Собственно этим я и занимаюсь в своей живописи. Исследую вИдение и восприятие. Но сколько людей, столько и восприятий, сколько культур, столько и вИдений. Наша планета это место, где мы живём и всё восприятие сформировано именно нашими земными и космическими законами, мы можем сгармонизироваться в процессе восприятия и художественного творчества - соединиться с внешним.
Жизнь таинственна по сути своей. Мы не замечаем тайны как рыба не замечает воды. Самые простые вещи являются загадкой для нас. Каждое утро мы слышим будильник и имеем дело с временем. А что такое время, не знает никто. Есть множество моделей времени, есть понимание того, что время идет, мы научились отслеживать и даже пользоваться временем. Но постичь его мы все равно не можем. Какая-то смутная догадка, ключик к пониманию возникает в медитации или молитве. Начинаешь ощущать что время связано с работой нашего сознания, что движение времени и движение сознания связаны, если не тождественны.
Пространство - не менее таинственная вещь. Все предметы расположены в пространстве - Мы сами передвигаемся в пространстве. Пространство, как и время - вот оно, но оно непостижимо. МЫ хотим видеть - видеть предметы и новые места, людей и цветы, облака и звезды. Когда мы медитируем - открываются внутренние пространства, где наш ум движется свободно. Мы стремимся к свободе, но никто из нас не знает, что такое свобода. Молитва дает нам знание о том, что свобода это состояние души и что свобода в Боге. Но мы все равно не знаем, что такое свобода, хотя остро чувствуем ее, и ещё острее переживаем её отсутствие. Несвободный ограничен в передвижении. И потому - постижение пространства и есть свобода, пространства разные - внешние, внутренние, пространство мысли, пространство чувств, пространство света и простор творения.
“ПРОСТРАНСТВО – СВОБОДА”.
Всё, что мы видим не есть реальность, это всего-навсего отражение реальности в зеркале нашего восприятия. Если мы будем до конца последовательны, то непременно упрёмся в то, что всё есть свет или вынуждены будем до скончания века болтаться в неопределённости зазора между духом и материей. Но и там мы никуда не денемся от света, пробивающегося с ТОЙ стороны – света творения.
Собственно, в изобразительном искусстве, фантастическое ли оно, или реалистичное, мы имеем дело только с ТЕМ светом, с ТОЙ тишиной, с ГРОХОТОМ с ТОЙ стороны.
Отражения всего во всём в отстутствии отражения и в отсутствии отражаемого, отражение - конечно же иллюзия, но свет реален, он и есть единственная реальность, а вот конечная ли - этого мы сказать не можем. Так как я подозреваю, что такие категории, которыми мы мыслим здесь: конечное и бесконечное – не имеют смысла.
Картины видны в отраженном свете - но и отраженный свет это свет.
Работы, представленные на выставке - конечно же связаны с Востоком, Гималаями, Тибетом, природой и небом, со всем тем, что меня вдохновляет
Афанасий Никитин ходил за три моря. Много кто уезжал из России, и как мы несём в своей крови частицу древнего моря, так каждый уехавший, нёс в душе часть России.
Есть время разбрасывать камни, а есть время собирать. Мой долгий проект имеет много названий, но суть одна - “Возвращение из за трёх морей”.
Зачастую границы у нас в голове и в политике, на поверхности Земли их нет. Мир всегда был един.
Я попытался коротко, насколько возможно, коснуться потока смыслов, в котором я пишу картины, снимаю фильмы, создаю изображения, пользуясь и играя в самые современные технологии. Именно в этих бесконечных нитях из прошлого в будущее, бесконечного пространства Космоса, противостоящего Хаосу и бесконечной жизни я и вижу скромное место моего художественного промысла, в меру сил, стараясь не столько выразить себя, сколько соучаствовать в процессе творения веера миров. А там уж, как Бог и люди рассудят.
Что касается выставочных проектов, то как правило, я пытаюсь создать некую целостную среду, где каждый раз с помощью картин, видео-ряда, звука и инсталяций рассказывается история и разворачивается мистерия. Это могут быть “Жизнь под небом”, “Струящиеся Небеса”, “Пространство Знака”, “Дорогой Ветра и Воды” и много уже сделанных проектов. В данный момент разворачивается и продолжается, начатый несколько лет назад проект “В Поисках Небесного Полюса”. Было сделано уже несколько экспозиций, где выставлялся проект в той или иной стадии своего развития, в котором он находился в тот момент. Основной пафос и смысл проекта я вижу в том, что люди бесконечно давно обращаются к небесам в своих молитвах, но наша человеческая жизнь коротка и в храмах, кумирнях, статуях и вообще в камне мы пытаемся продлить молитву много дольше нашей жизни, мы всё время ждем ответа свыше и мы его всегда получаем, хотя часто не догадываемся об этом, поскольку ответом является любовь, вдохновение и сила для творчества.
А вообще хочется написать картину, в которую можно зайти, как в дверь.
СПИСОК ВЫСТАВОК
Выставки живописи
Групповые
1983 – Таллин, персональная в художественном институте
1984 – Москва, на Малой Грузинской, групповая осенняя выставка
1985 – Москва, Манеж, Групповая «АРТ МАНЕЖ»
1997 – Галерея в Старо-конюшенном – Москва
1990 и1991 – «Арт-Манеж» Москва
1991 – Выставка Советского искусства в ЮАР
2002 – «Тебе Тибет» галерея Кино – Малый манеж – Москва
2003 – ЦДХ – «Калачакра» галерея Е. Врублевской – Москва
2006 – Сергиево-Посадский художественный музей - Осенние диалоги
2011 май Сергиево-Посадский Государственный художественный музей
“ВЕСЕННИЕ ДИАЛОГИ” живопись
2012 октябрь Сергиево-Посадский Государственный художественный музей
“Осенний Салон!” живопись
Персональные
1994 – Музей этнографии – Петербург, «Дорогой ветра и воды»
1995 – ЦДХ – Москва, «Горы и воды»
1996 – Галерея Каширка – Москва
1998 – Галерея Нагорная – Москва
2000 – ЦДХ – Москва, «Сила света»
2001 – ЦДХ – Москва, «Под небом»
2003 – ЦДХ – Москва, «Тибет – Гималаи»
2004 - МИНСК – ДВОРЕЦ РЕСПУБЛИКИ, «НЕПАЛ» живопись
2005 – СЕРГИЕВ ПОСАД – ГОРОДСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ, «Земля под небом» живопись
2005 – МОСКВА – ПОСОЛЬСТВО КОРОЛЕВСТВА НЕПАЛ. живопсиь
2007 – СЕРГИЕВ ПОСАД – ГОРОДСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ «ОСЕННИЕ ДИАЛОГИ»
2008 – МОСКВА – БАШНЯ ФЕДЕРАЦИИ – «ВЕТЕР АЗИИ»
фотография
2009 год февраль
«ВЕТЕР АЗИИ» - фотография
Сергиево-Посадский художественный музей заповедник
2010 год май-июнь Волошинский
“В ПОИСКАХ НЕБЕСНОГО ПОЛЮСА” живопись
2010 год сентябрь галерея Нагорная
“СТРУЯЩИЕСЯ НЕБЕСА” живопись - фотография - видео-инсталяция
2011 февраль галерея Чертаново “ОТРАЖЕНИЕ НИСХОДЯЩЕГО СВЕТА” живопись
2011 апрель ЦУП Королев к 50-ти летию первого полетя Гагарина живопись
2011 декабрь -2012 январь Сергиево-Посадский Государственный художественный музей
проект КОСМОС фотография - видео инсталяция
О СЕБЕ
Родился в 1958 году в Москве. Школу закончил в Таллине. Дальше МГУ Биофак. Живописи учился с детства, сначала, с шести лет, в мастерской у таллинского живописца - средневековый вариант, ученика и подмастерья, далее - пару лет изучал монгольско-тибетскую настенную живопись, после чего, ещё в течении полутора лет учился персидской миниатюре в Самарканде.
Вся жизнь нашей семьи была в той или иной степени связана с Востоком. Мой дед А. И. Тереножкин был археологом – раскапывал Хорезмское царство, Афрасиаб (древний Самарканд), мама работала историком и археологом в Туве, я и сам с детства мотался по экспедициям. Первый раз увидев Памир с севера, я очень остро почувствовал, что это северная граница гигантской горной страны, на юге заканчивающейся Индией. Так что Восток для меня не экзотика, а просто жизнь, моё поле.
Я провел более двадцати лет в путешествиях по Средней Азии, исходил пешком практически весь Памир и Тянь Шань, а, когда стало возможно, когда открылись границы, стал ездить в Индию, Непал, на Шри Ланку, Юго-Восточную Азию и т.д. Занимаюсь живописью, фотографией, видео-артом, компьютерной графикой, приходится публиковать статьи и заметки в различных изданиях – людям интересно, спрашивают. Кроме участия в различных групповых выставочных проектах, проводил целый ряд персональных выставок – в Москве, Таллине, Швейцарии, ЮАР, США и т.д. Картины находятся, как в частных, так и корпоративных коллекциях.
Работал художником в кино – «Юность гения», Узбекфильм – фильм об Авиценне. Сотрудничал с различными изданиями и, как художник и, как автор статей. В последнее время занимаюсь исключительно различными формами изобразительного искусства (живопись, фотография, видео-арт и пр.). |